Чтобы правильно определить падеж, что нужно сделать? решение проблемного вопроса

Урок русского языка в 5 классе по учебнику «Русский язык» под редакцией Шмелёва А.Д.

Повторение и обобщение знаний о падежах. Морфологический разбор

имени существительного

(учитель Костырина Л.А.)

ЦЕЛЬ: повторить и обобщить знания о всех падежах,отработать умения и на

выки в определении падежей существительных и правильном употреб

лении их в речи. Развивать умение выполнять морфологический разбор имени существительного. Развивать устную речь учащихся.

ХОД УРОКА:

ОРГМОМЕНТ.

2. Словарный диктант

Адрес,бензин,болото,грамота,забота,запад,канал,каникулы,космос,остров,ох-рана,пассажир,природа,север,столица,область.

Поставить ударение;

Подчеркнуть гласные;

Указать безударные гласные;

Найти слово с орфограммой « Удвоенная согласная»;

Указать слово, в котором букв больше, чем звуков. Почему?

РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

Что такое имя существительное?

Какие морфологические признаки оно имеет?

Подобрать к именам нарицательным имена собственные.

река Ока

столица Москва

собака Пушок

Неодушевлённые имена существительные измените так, чтобы они стали одушевлёнными.

Футбол- футболист

телефон-телефонист

труба-трубач

журнал-журналист

иллюстрация – иллюстратор

коллекция- коллекционер

- Определить род имён существительных:

Мороз, коня, локтя, книгой, компьютер, учебник, сказка, учительница, мышка, мышь, шелест, коневоды, львы, вариант, горе, поле, знамя.

По какой форме мы определяем род существительного? (по форме И.п. ед числа)

Запомним подсказки!

Женский род запомню я

И скажу: « Она- моя».

Я запомню род мужской

И опять скажу: «Он-мой».

Средний род: «Оно-моё».

Это правило- твоё!

Сколько в русском языке падежей?

У слова есть шесть падежей,

Шесть верных маленьких пажей,

Они проходят чередой,

За слово в бой готов любой!

Вверяют окончаниям

Судьбу и жизнь свою!

И про своё призвание

На ушко им поют!

Вспомните слова-помощники.

И.п. есть кто?

Р.п. нет кого?

Д.п. дам кому?

В.п. вижу кого?

Т.п. доволен кем?

П.п. думаю о ком?

РАБОТА по учебнику. Откроем страницу 23.

Рассмотрите таблицу и расскажите о склонении имен существительных. Запишите существительные с тетради со страницы 23 , упражнение 34

ФИЗМИНУТКА (проводит учитель)

РАБОТА В ПАРАХ

ЧТЕНИЕ ШЁПОТОМ (ученики читают и пересказывают друг другу содержание текста из упражнения 29 на странице 21. Одна – две пары пересказывают этот текст у доски.

РАБОТА У ДОСКИ ПО КАРТОЧКЕ.

-Чтобы правильно определить падеж, что нужно сделать?

(Найти в предложении слово, от которого зависит существительное;

правильно поставить вопрос от этого слова к существительному.)

Бродил по лесу (Д.п.), погода испортилась (И.п.), прячутся под берёзой (Т.п.),

вспоминали о лете (П.п.), летела над лесом (Т.п.), шёл по тропинке (Д.п.),

вышел из леса (Р.п.).

-Что такое склонение? Давайте просклоняем слова: Брат и сестра (Склоняем хором)

Р.п. кого?

Д.п. кому? -Что изменяется у существительных?

В.п. кого?

П.п. о ком?

- В начале урока мы перечислили все морфологические признаки имени существительного, научились определять падеж, а сейчас познакомимся

морфологическим разбором.

В русском языке начальной формой слова принято называть существительное в И.п. ед. ч.

Сущ., (н.ф. всегда И.п. ед.ч.) –собств.,нариц.,одуш.,неодуш.; род; число; падеж.

(Зелёный) дуб – сущ.,остров, нариц.,неодуш, м.р., ед. ч.,И.п.

Играл с другом - сущ., друг, нариц., одуш., м.р.,ед.ч., Т.п.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (выполняем упражнение 29 с.21). Запишите предложения, найдите существительные, подпишите вопрос и определите падеж.

Проверка задания учителем у нескольких учеников. Комментарий с места и проверка своей работы.

Оценки за работу.

Заключительный этап урока.

Что такое экслибрис? Сейчас мы это узнаем, прослушав упражнение 35 на стр 24. Теперь запишем новое слово в свой словарик и добавим ещё несколько слов: ЭМБЛЕМА НАРОД, БИБЛИОТЕКА, ДЕВИЗ (девизы) со страницы нашего учебника 24.

Наш урок заканчивается. Что нового узнали сегодня на уроке? Чему научились?

Домашнее задание: упр 36 стр.24. Подчеркните все орфограммы, которые пропущены в тексте.

Тема урока «Морфологический разбор имени существительного». 6 класс

Методическое обеспечение:

Тема соответствует теме рабочей программы по русскому языку для 5-9 классов, составленной с использованием материалов ФГОС основного общего образования, и УМК «Русский язык. 6 класс» под редакцией М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой.

Тип урока: Комбинированный.

Цель: Повторить и обобщить знания об имени существительном как части речи.

Задачи:

    Обучающая: систематизация и закрепление знаний об имени существительном (морфологические признаки и синтаксическая роль) обучение умению делать морфологический разбор имени существительного.

    Развивающая: создание положительной мотивации на уроке; развитие навыков составления монологического высказывания на лингвистическую тему, воображения, навыков работы в группах;

    Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, воспитание уважительного отношения к народным традициям, воспитание эстетического вкуса.

Технологии: системно-деятельностный подход, ИКТ, элементы игровой технологии.

Формы деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, в парах сменного состава, дифференцированная.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, выход в Интернет

Наглядно-дидактические материалы: презентация «Морфологический разбор имени существительного».

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Постановка цели и мотивация учебной деятельности учащихся.

а) создание положительно-эмоционального настроя.

Здравствуйте, ребята!

Письмо от деда мороза

Совершенно верно. Письмо от Дедушки Мороза. Что же он нам пишет?

Дорогие ребята 6 А класса!

Я получил ваши письма. Спасибо вам большое за поздравления!

Вот уже наступает зима. Приближается замечательный праздник, который ждет вся детвора. Надеюсь, вы с хорошим настроением встретите Новый год. Вас ждут игрушки, хлопушки, катание на санках и коньках, зимние прогулки и, конечно же, новогодние подарки. Успехов вам в новом году. И надеюсь, вы меня порадуете своими хорошими оценками.С любовью к вам, ваш Дедушка Мороз.

Ну что, ребята, порадовало вас письмо?

А что именно из письма Деда Мороза вам подняло настроение, какие слова?

(ответы учеников: праздник, Новый год, игрушки, хлопушки, санки, прогулки, подарки и т.д .)

А какой частью речи являются все эти слова?

(ответы учеников: имя существительное )

А почему вы решили, что это имена существительные?

(ответы учеников строятся в виде доказательства, при этом вспоминается определение, что такое имя существительное )

Молодцы, ребята! Совершенно верно.

2. Подготовка к активной деятельности на уроке. (Слайд 5).

Но мы сегодня с вами не только обобщим и повторим все, что знаем об имени существительном, но и познакомимся с морфологическим разбором этой части речи.

(запись в тетрадь числа и темы урока )

Повторение синтаксиса, пунктуации, орфографии, лексики.

3.1 . - Веселый праздник Новый Год любят все народы. Готовятся к нему по-разному. Каждый народ имеет свои обычаи, свои неповторимые традиции, которые переходят от поколения к поколению, и мы должны поддерживать эти традиции, сохранять их для своих потомков.

Так, в Японии дети рисуют корабли и прячут рисунки под подушку. Они верят, что сказочный кораблик поможет осуществить мечту.

В Италии избавляются в новогоднюю ночь от ненужных вещей: дырявые кастрюли и даже кровати. Согласно поверьям, в эту ночь на волшебной метле прилетает добрая Фея. Она открывает двери маленьким золотым ключиком и, войдя в комнату, где спят дети, наполняет подарками детские чулки, специально подвешенные к камину. Тому, кто плохо учился или шалил, она оставляет щепотку золы или уголек.

По финской традиции, к непослушным детям этот зимний старик приносит розги, а послушным подарки.

Но у всех народов есть одна общая традиция.

Ребята, как вы думаете какая?

(ответ: приносить в дом елку, наряжать елку ). (Слайд 6).

Эта традиция сохранилась у нас еще со времен Петра I , т.к. именно Указом Петра I с 1 января 1700 года в России дома Москвы впервые стали украшать зелеными ветками елок.

С тех пор елка - символ вечной молодости, силы, желанный гость в каждом доме в новогоднюю ночь.

3.2. Синтаксическая роль им. существительного в предложении. (Слайд 7). Синтаксическая пятиминутка. Синтаксический разбор предложения:

Ёлка - символ вечной молодости, силы, желанный гость в каждом доме в новогоднюю ночь 4 .

делается вывод о синтаксической роли имени существительного в предложении )

3.3 . Повторение орфограмм, связанных с морфологическими признаками им. существительного (род, склонение, падеж). Подготовка к ГИА и ЕГЭ. (Слайд 8).

А вот как зеленую красавицу описала поэтесса Е.Трутнева в своем стихотворении:

Вырастала елка

В лесу на горе.

У нее иголки

Зимой в серебре.

У нее на шишках

Ледышки стучат,

Снежное пальтишко

Лежит на плечах.

Но не только в поэзии мы можем найти образ лесной красавицы, но и в живописи, вот как изобразил И.Шишкин ёлку на своей картине «На севере диком».

а) Игра «Соколиный глаз». (Кто больше найдет слов с известными орфограммами и пунктограммами).

(орфограммы: вырастала (ро с/раст ); безуд. гласная в корне слова: в ле су (ле с), на го ре (го ры), ле дышки (лё д); проверяем. согл. в корне слова ледыш ки (ледыше чка); на ши шках (жи, ши); паль тишко (слов.слово. Ь для смягчения) и т.д;

пунктограммы: знаки завершения в конце простого предложения, знаки препинания в сложном предложении (чертим схемы)

б) Лексическая разминка.

I вариант: Найдите в тексте многозначное слово, и докажите свою точку зрения. (игла)

II вариант: Найдите слово или словосочетание, употребленное в переносном значении, докажите свою точку зрения. (иголки в серебре, снежное пальтишко лежит на плечах)

в) - А как вы считаете слово «елка» является однозначным или многозначным? Послушаем эксперта.

Орфографический словарь

ёлка , -и, р. мн. ёлок

Большой толковый словарь

ЁЛКА, -и; мн. род. ёлок, дат. ёлкам. ж.
1.
=Ель.
2.
Ель, срубленная и украшенная к празднику Рождества или Нового года. Новогодняя, рождественская ё. Нарядная ё. На ёлку повесили золотые шары, хлопушки, блестящий дождь. Танцевали у ёлки, под ёлкой. Пора зажигать ёлку
(зажигать свечи или гирлянды электрических лампочек).
3.
Новогодний или рождественский праздник с танцами и играми вокруг украшенной ели. Устраивать ёлку. Ходить на ёлку. Весёлая ё. Билет на ёлку. ◊ Ёлки зелёные; ёлки-моталки, в зн. межд. Разг.-сниж.
Выражает недовольство, досаду, удивление и т.п. Ну и погодка, ёлки зелёные! Ты зачем это сделал, ёлки-моталки! Е-ые игрушки. Е-ая хвоя. Ё. базар
(на котором продают ёлки или игрушки для них). Ёлкой, в зн. нареч.
=Ёлочкой. В ёлку, в зн. нареч.
=В ёлочку.

Русское словесное ударение

ёлка, -и; р. мн. ёлок

4. Обобщение и систематизация понятий по теме

«Имя существительное»

Ребята, все мы узнали о слове «ёлка», и на самом деле, какой же Новый год без елки. Вот и наша елочка. (Слайд 9).

Но вот беда, на ней нет игрушек. И сейчас нам надо с вами изготовить украшения для нашей лесной красавицы: шары, гирлянды, фонарики. Но это будут не простые украшения, а волшебные. Делая игрушки, мы вспомним морфологические признаки имени существительного и познакомимся с порядком морфологического разбора. Работа по изготовлению будет спориться лучше, если вы образуете группы.

а) повторение и систематизация ЗУН.

Слайд 9. Работа в группах:

Каждая группа (5 групп) выбирает категорию, самостоятельно выполняет задания, на повторение морфологических признаков имен существительных.

(используется раздаточный наглядно-дидактический материал)

    Третий лишний. Определение морфологического признака «Собственное или нарицательное»

    Ребусы. Определение морфологического признака «Одушевленное или неодушевленное имя существительное»

    Знаешь ли ты приметы зимы? Определение морфологического признака «Род имени существительного».

    Загадки. Определение морфологического признака «Склонение»

    Кроссворд. (Определение числа им. существительного)

4.1.Слайд 10. Третий лишний. Определение морфологического признака «Собственное или нарицательное»:

новый год

Новый Год + (собственное имя существительное, т.к название праздника)

каникулы

О каком признаке им. существительном мы вспомнили?

4.2. Слайд 11,12. Ребусы. Определение морфологического признака «Одушевленное или неодушевленное имя существительное»


рукав рыбка тыква волк


По какому признаку можно объединить и в то же время разделить эти слова?

Ответ: одушевленные: рыбка, волк, скворец

неодушевленные: рукав, тыква, елка

4.4. Слайд 15. Загадки. Определение морфологического признака «Склонение».

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет –

Заплачет она и умрет.

(Сосулька) 1 скл.

Какая игрушка
Стреляет, как пушка?
(Хлопушка) 1 скл.

Колёсик простой
Стал лентой витой.
(Серпантин) 2 скл.

Вот ещё одна загадка

девочкам и мальчикам:

кто рождается в кармане

с маленьким карманчиком?

(Кенгуру) несклон. имя сущ.

Сами крошки, боятся кошки,

Под полом живут, туда все несут.

(Мыши) 3 скл.

В январе,
На праздник важный,
Дождь идёт
Цветной, бумажный.
(Конфетти) несклон. им.сущ.

Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.
(Время) (разносклоняемое имя сущ.)

Составьте таблицу «Склонение имен существительных», заполнив ее примерами. (Обращаю внимание на правописание слов)

Несклоняемые

Разносклоняемые

Со сулька

Хло пушка

Се рпантин

Ке нгуру Ко нфетт и

Итак, какие признаки имени существительного мы с вами вспомнили?

(ответ: Собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение ).

А как вы считаете, это признаки постоянные или непостоянные?

(ответ: постоянные, т.к. не подвергаются изменению )

4.5. Слайд 16. Кроссворд. Изменение им. существительных по числам.


По горизонтали
1. Что продается в аптеке и помогает выздоравливать, когда мы болеем?
2. С горы - коняшка, в гору - деревяшка. Что это?
3. Что зимой короче: день или ночь?
4. Какая птица прилетает к нам в гости специально на зиму?

Отгадав кроссворд, в синих клеточках вы узнаете ответ на загадку:

Бел, как мел,
С неба прилетел.
Зиму пролежал,
В землю убежал.

(Ответы: лекарство (ед.ч.), санки (только во мн. числе), день (ед.ч.), снегирь(ед.ч.), СНЕГ(ед.ч.).

б) Физкультминутка.

в) обобщение ЗУН:

1) работа с учебником

А сейчас я предлагаю вам познакомиться с материалом учебника §42.

2) решение проблемного вопроса

Все ли морфологические признаки имени существительного мы с вами повторили, чтобы можно было выполнить морфологический разбор?

(ответы учеников: нет, не вспоминали о падежах им. существительных)

3) Закрепление изученного материала.

а) выполнение морфологического разбора имени существительного

Вспомнив все признаки имени существительного, предлагаю выполнить морфологический разбор слова «зиму 3 » (Слайд 17)

4) проверочная работа с последующей взаимопроверкой. (Слайд 18).

а) Предлагаю ребятам выполнить письменно (по вариантам и

дифференцированно): морфологический разбор имен существительных I вариант «прилетел с неба 3 », II вариант «убежал в землю 3 »

б) взаимопроверка.

Опрос: - кто выполнил без ошибок (молодцы),

У кого 1-2 ошибки (еще надо самостоятельно поработать)

У кого больше 3 ошибок (необходима помощь учителя или

одноклассника, справившегося с заданием).

5. Подведение итогов урока. Подведение итогов урока.

а) Завершение работы.

Елка, елка, елочка -
Зеленая иголочка!
Зажгись огнями разными -
Зелеными и красными!

А какая у нас елочка? (Слайд 19)

(ответ: необыкновенная, украшения на ней волшебные: морфологические признаки имени существительного. )

А какое у вас настроение?

(ответ: радостное, праздничное)

б) Рефлексия (Слайд 20)

Я узнал…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Оказалось неожиданным…

Вызвало затруднение…

Было сложно…

в) выставление оценок.

г) домашнее задание. ( Слайд 21).

§42 запомнить порядок морфологического разбора имени существительного, составить памятку.

6. Оргмомент. Завершение урока. (Слайд 22)

– Ребята, мне кажется, что вы оправдали надежды Деда Мороза. Порадовали вы его сегодня. Все молодцы! Спасибо за урок!

Ход урока.

I Организационный момент.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

И друг другу улыбнулись.

Ребята, я надеюсь, что сегодняшний урок русского языка пройдёт бодро, весело и, главное, познавательно. Наши задачи: обобщить знания о существительном и научиться давать его полную характеристику как части речи.

II . Минутка безотрывного письма . (одна строка)

Запишите число, классная работа. Назовите и подчеркните орфограммы.

Работа над ошибками.

III . Орфографическая пятиминутка.

Прочитайте слова.

Снежок, дорожка, друг, облака, указка, улыбка, зелень, сестричка.

Запишите слова в 2 столбика.(самостоятельная работа)

Прочитайте слова первого столбика. По какому принципу вы объединили их в одну группу? (безуд. гласная в корне, провер.) Как проверить безуд. гласную в корне?

(Устно подберите проверочные)

Прочитайте слова второго столбика. Почему объединили их в группу? (парн. согл.) Как проверить парную согласную в корне слова? (устно) Подберите проверочные слова.

Что общего между всеми данными словами? Докажите, что это имена сущ.

IV . Обобщение .

1 . Работа в группах.(По 6)

Работе в группах помогут фразеологизмы- устойчивые сочетания слов:

Ушки на макушке

Чувство локтя

Стоять горой

Объясните значения данных фразеологизмов.

Составьте кластер «Имя существительное»

(по одному выступающему у доски)

2 . Что такое имя существительное?

На какие группы делятся грамматические признаки существительного? (пост. и непост.)

Назовите постоянные признаки.

Какие существительные относятся к одуш.? Неодуш.? Собств.? Нариц.?

В англ., каз., арм., узб. языках нет рода, а в языках народов Африки 48 родов. Сколько родов у сущ. Рус. Яз.?

Какие сущ. относятся к 1,2,3 скл.?

3 . Прочитайте слова.

злость-

трусость-

жестокость-

безделье-


ненависть-

Пусть они никогда не звучат в нашем классе и в нашей стране. Замените их на слова, противоположные по смыслу. Запишите.

1 в.- определите род

2 в.- определите склонение

Проверка фронтально.

4 . Назовите непостоянные признаки.

Физминутка

Если сущ ед.ч.- встали

Если мн.ч.- похлопали в ладоши

Деревня, август, площади, тетради, витамины, скамейка, малиновка, дорожки, ножка.

5 . Работа в парах.

Каждому падежу найдите вопросы и предлоги.

В.п. кто? что? (без предлогов)
П.п. кого? чего?(от, до, из, без, для, около)
Т.п. кому? чему?(к, по)
Р.п. кого? что? (в, на, за, про)
И.п. кем? чем?(за, под, над, между, перед)
Д.п. о ком? о чём? (о, об, в, во, на, при)

Проверка. (цепочкой)

Обобщение по слайду.

V . Новый материал.

1. Характеристика слова как части речи с учётом особенностей его использования в речи называетсяморфологическим разбором

Морфологический разбор существительного проводится по следующей схеме (чтение детьми)

    I.Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

    II.Начальная форма. (И.п., ед.ч.)

    III .Морфологические признаки:

    A Постоянные морфологические признаки:

    1 собственное или нарицательное;

    2 одушевлённое или неодушевлённое;

    3 род;

    4 склонение;

    Б Непостоянные морфологические признаки:

    1 число;

    2 падеж.

    I V .Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении)

2 . Комментированное письмо. (у доски)

От опушки леса к деревне тянулась поляна.

Выполните морфологические разборы сущ., которые не являются подлежащим.

По рядам: (трое у доски)

1 р.- от опушки

3 р.- к деревне

VI . Итог.

Сегодня на уроке

узнал, открыл для себя…

научился, смог…

могу похвалить себя и своих одноклассников за …

VII . Дома . С. 62 упр. 182

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98694114

ГУ «Средняя школа № 43 им.Г. Мусрепова»

Русский язык

Морфологический разбор имени существительного

4 класс

Учитель начальных классов:

Семыкина О.Б.

г. Петропавловск, 2011

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.