Общие вопросы методики обучения рассказыванию. Методика обучения рассказыванию. Методика обучения пересказу. Обучение детей дошкольного возраста творческому рассказыванию

Мария Артамонова
Методика обучения дошкольников рассказыванию по картине

Методическая разработка на тему : «Методика рассказывания по картине » .

Картина - один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства . ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.).

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям : формат (демонстрационные и раздаточные, тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства, содержание (художественные, дидактические; предметные, сюжетные, характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение) и функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды и т. д.

Общие требования к организации работы с картиной :

1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов : чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине .

3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной .

5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный . Результат этапа : рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

Виды рассказывания по картине

1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных , их качеств, свойств, действий 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации , не выходящей за пределы содержания картины . 3. Рассказ картин : ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии , связывая их в один рассказ . 4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине : ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду . Ему требуется не только осмыслить содержание картины , передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 5. Описание пейзажной картины и натюрморта . Пример описания картины И . Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет : «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

Структура занятия :

1. Часть – вводная (1-5 минут) . Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания, настроить детей к восприятию.

2. Часть – основная (10-20 минут, где используются разные методы и приёмы .

3. Часть – итог занятия, где проводиться анализ рассказов , и даётся их оценка.

Методические приемы :

Вопросы (проблемные вопросы)

Образец педагога

Частичный образец педагога

Совместное рассказывание

План рассказа

Коллективное обсуждение плана будущего рассказа

Составление рассказа подгруппами

Составление рассказа подгруппами

Оценка детских монологов

Этапы . Младший возраст.

В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине . Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.

Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему : 1) обучение детей рассматриванию картины , формирование умения замечать в ней самое главное;2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов ) .

Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития точности и ясности речи.

Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом ) .

После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине . Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы писателей о домашних животных) . Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и т. д.). Можно загадать загадку о домашнем животном (например : «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки» - после картины «Кошка с котятами» ).

В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы.

Средний дошкольный возраст .

Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам , заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.

Можно поиграть в лексико-грамматическая упражнение «Продолжи предложение» .

Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину .

Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …

В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите , как я» , «Молодец, запомнил, как я рассказывала » ,- говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца.

Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов , можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин . С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии .

Старший дошкольный возраст .

В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам .

Содержание, тематика картин , использующих в старшем дошкольном возрасте , требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника - автора картины , ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т. д., т. е. то, что настраивает детей на восприятие картины . Обращение к собственному опыту детей, участие в полилоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников , побуждают их к инициативности.

В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной, точного названия : «Картина называется «Зимние забавы» . Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово «забава» ?»- Обращается к детям воспитатель после молчаливого рассмотрения . - «Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните свой вариант». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом , чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению .

На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины . На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа . В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине : описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам , повествовательный рассказ , описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту .

В старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов . Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках : «Вот так покатался!» , «Где пропадали?» , «Подарки маме к 8 Марта» , «Шар улетел» , «Кошка с котятами» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его.

Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине , но и вообразить предыдущие и последующие события.

В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине .

Оценка рассказов .

Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей .

В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной.

В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей , подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа . К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более удачно высказывание : «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему».

Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей . Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.

Методика обучения рассказыванию по содержанию картины постоянно обогащается новыми творческими находками воспитателей, интересными методами и приемами управления речевой деятельностью детей.

Эффективным дополнением к беседе по содержанию картины является модифицированая методика восприятия изображенного на картине различными органами чувств, разработанная русским ученым И. М. Мурашковской.

Современная методика применения серий сюжетных картин для развития связности речи старших дошкольников разработана русским методистом А . А. Смирновой, которая не только разработала серии картин , но и предложила эффективную методику стимулирования связной речи детей.

Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина - это лишь эффективное средство, а главное на занятии - ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.

Учить ребенка рассказывать - это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.
Речь ребенка развивается в единстве с формированием его мышления. Е. И. Тихеева писала: «Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение».
В период дошкольного детства в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки дети приобретают лишь в общении с окружающими. По мере того как ребенок растет, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечет за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает.

В дошкольном возрасте просто необходимо развивать связную речь. Уже ни раз говорилось в моих постах, что к связной речи относится пересказ, рассказывание по наглядному материалу (по картинкам, по игрушкам, по серии картинок и игрушек) и, конечно же, очень важно научить детей рассказывать без опоры на наглядность. К этой задаче и будет относиться обучение детей рассказыванию на тему из личного опыта. Решение этой задачи важно не только для общего развития ребёнка, но и просто необходимо для подготовки детей к школе и к жизни вообще. Ведь согласитесь, гораздо приятнее общаться и слушать человека, который правильно и грамотно излагает свои мысли, а не который «ни бе, ни ме». Кроме того, к обучению ребёнка рассказыванию на тему из личного опыта относится также и обучение ребёнка писать письма. Мы в современной жизни очень редко пишем письма и открытки друг другу, но согласитесь, очень интересно получить какой-нибудь «добрый» конвертик по обычной почте. К тому же это может стать хорошей и полезной традицией писать друг другу письма, хотя бы один раз в год. А вот электронные письма уже давно вошли в наш обиход, но ведь их тоже нужно писать грамотно, соблюдая некоторые формальности и правила написания письма.

Обучение детей рассказыванию на тему из личного опыта имеет огромное значение:

· Во-первых, ребёнок учится использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании;

· Во-вторых, у ребёнка появляется умение понятно, чётко, связно излагать свои мысли без опоры на наглядный материал.

Обучать детей рассказывать по памяти можно уже с того момента, как он начал говорить предложениями. Это примерно происходит от 1,5 до 2 лет, что зависит от индивидуального развития ребёнка. Конечно, рассказ ребёнка 1,5 лет не будет похож на рассказ ребёнка 6 лет, но он ведь только учится. Для развития связной речи малыша и его памяти по — чаще спрашивайте его о тех событиях, которые с ним произошли недавно. Куда он ходил, что видел, что делал на прогулке и т.д. Ведь для ребёнка такого возраста весь мир полон впечатлений и открытий. Побуждайте ребёнка разговаривать с Вами, задавая ему элементарные вопросы, на которые он сможет ответить, обобщайте его ответы связными красивыми предложениями, чтобы у ребёнка был речевой образец для подражания. И не забывайте, что наши дети – это наше с вами отражение.

Существует несколько Видов рассказов по памяти:

1. Описание события из личного опыта;

2. Описание события из коллективного опыта;

3. Дидактические игры на описание без наглядного материала.

Основой для этого вида рассказывания является повседневная жизнь ребёнка. Темы для рассказывания из личного опыта берутся из наблюдений, экскурсий, прогулок, праздников, интересных случаев и т.д. «Как мы провели праздник», «Моё любимое время года», «Осенний букет», «Мой лучший друг», «Моя любимая игрушка», «Наши игры», «Как я ходил в театр» и т.д.

Для успешного обучения рассказыванию по памяти ребёнок должен придерживаться некоторых требований:

ü Тема и содержание рассказа должны быть близкими опыту ребёнка;

ü Чёткость построения предложений;

ü Отсутствие лишних деталей;

ü Динамичность;

ü Ясная концовка;

ü Язык повествования должен быть эмоционально приближенным к разговорному.

Методические приёмы обучения ребёнка рассказыванию по памяти:

Рассказ-образец;

Беседа;

Вопросы;

Подсказки;

Указания;

Составление плана;

Составление рассказа по частям;

Оценка детского рассказа.

Это вид рассказа, который опирается на память и воссоздающее воображение ребёнка.

Одним из самых распространённых и эффективных приёмов обучения детей рассказыванию по памяти является рассказ-образец, который составляет взрослый, и который подчиняется ряду требований:

1. В основу рассказа-образца должен быть положен какой-либо случай, представляющий интерес для ребёнка (близкий жизненному опыту и желательно похожий на случай, произошедший с ребёнком);

2. Рассказ-образец должен отличатся чёткой последовательностью событий.

3. Язык рассказа-образца должен быть приближен к разговорному, должен быть кратким, образным, без длинных фраз.

Обучение рассказыванию из личного опыта детей 3 – 4 лет.

Младший дошкольный возраст (3 – 4 года) – это первоначальная ступень такого вида рассказывания. Речь детей ещё не совершенна, ситуативна, её трудно понять окружающим. Обучение рассказыванию осуществляется как полуразговор, полубеседа на близкую для ребёнка тему (о животных, о игрушках, как провёл выходной, к кому ездил в гости и т.д.). В разговоре желательно присутствие наглядного материала, т.к. ребёнку в этом возрасте ещё трудно вспомнить некоторую информацию. Разговор продолжается до тех пор, пока у ребёнка присутствует интерес.

Обучение рассказыванию на тему из личного опыта детей 4 – 5 лет.

Речь детей среднего дошкольного возраста более развита, они уже грамотно строят предложения и им не обязательно опираться на наглядность. Рассказ с такими детьми начинается с рассказа по вопросам и заканчивается обобщением взрослого или детей. Самостоятельно составленные рассказы отражают индивидуальный или коллективный опыт детей. Можно использовать такое средство обучения рассказыванию как взрослый начинает повествование, а ребёнок заканчивает. Одним из главных приёмов обучения рассказыванию будет рассказ-образец, вопросы и подсказки (напоминания). Не следует ждать от ребёнка того, что он сразу взял и рассказал, что с ним произошло. Рассказы в этом возрасте содержат много пауз и повторений, речь ребёнка ещё не совершенна.

Обучение рассказыванию на тему из личного опыта детей 5 – 6 лет.

Требования к рассказу ребёнка этого возраста значительно возрастают. Рассказ должен быть связный, последовательный, понятный окружающим. Взрослый должен направлять свои усилия на развитие памяти и воссоздающего воображения. Образец-рассказ используется в том случае, если ребёнок затрудняется составить собственный рассказ, или как методический приём на занятии по развитию речи после того как были прослушаны рассказы 2 – 3 детей или в конце занятия. В этом возрасте помимо рассказа-образца используется такой методический приём как рассказ по плану или указания взрослого.

Обучение рассказыванию на тему из личного опыта детей 6 – 7 лет .

В этом возрасте идёт активная подготовка ребёнка к школе. Речь ребёнка более совершенная и уже близка ко взрослой речи. С ребёнком этого возраста можно организовывать рассказы на морально-этические темы (о друге, о маме, о папе, как помогал маме или бабушке и т.д.). Ведущим методическим приёмом обучения составления рассказу будет составление плана рассказа и рассказывание по этому плану. В детском саду активно используется коллективный рассказ, совместное составление и обсуждение плана, а так же составление коллективного письма какому-нибудь сказочному герою.

Как научить ребёнка писать письмо?

Для того чтобы научить ребёнка правильно составлять письмо, нужно научить малыша обдумывать каждую фразу, точно излагать собственные мысли, т.к. письменная речь – это высшая форма связной речи. Можно научить ребёнка составить текст письма заболевшему ребёнку, бабушке, сверстникам в другой детский сад, сказочному персонажу и т.д. Важно, чтобы ребёнок учился отбирать правильные предложения, удачные слова. Составление письма – это наиболее удачный рассказ ребёнка, имеющий свою структуру и вызывающий наибольший интерес у дошкольника. В 6 – 7 лет ребёнок уже может написать письмо самостоятельно, а до этого ему можете помочь Вы, писав письмо под его диктовку, а затем, совместно прочитав то, что получилось. Проявите своё творчество и фантазию и ребёнку будет очень интересно учиться вместе с Вами!

Рассказывание по картине является особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее - сказуемое), наличием слов-повторов, длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. В течение одного занятия педагог успевает опросить только 4-6 детей, остальные при этом являются пассивными слушателями.

Тем не менее, трудно поспорить с тем, что ребенок должен к школе уметь рассказывать по картине. Поэтому такой вид работы должен проводиться и давать положительные результаты.

Возникшее противоречие можно решить, используя игровые методы обучения рассказыванию по картине, в том числе метод составления загадок А.А. Нестеренко, а также адаптированные методы развития воображения и элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). При таком подходе результат является достаточно гарантированным: умение составлять творческий рассказ по картине на фоне устойчивого интереса ребенка-дошкольника к этому виду деятельности. Можно выделить два типа рассказов по картине.

1. Описательный рассказ.

Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного.

Виды описательного рассказа:

Фиксация изображенных на картине объектов и их смысловых взаимосвязей;

Описание картины как раскрытие заданной темы;

Развернутое описание конкретного объекта;

Словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий (поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.).

2. Творческое рассказывание по картине (фантазирование).

Цель: учить детей составлять связные фантастические рассказы по мотивам изображенного.

Виды рассказов:

Фантастическое преобразование содержания;

Рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой.

Наиболее оправданная форма обучения дошкольников рассказыванию - дидактическая игра, которая имеет определенную структуру: дидактическую задачу, игровые правила и игровые действия.

Одним из способов планирования связного высказывания может служить прием наглядного моделирования.

Использование приема наглядного моделирования дает возможность:

· самостоятельного анализа ситуации или объекта;

· развития децентрации (умения менять точку отсчета);

· развития замыслов-идей будущего продукта.

В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник - елочка, серый кружок - мышонок и т.п. На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т. п.). В качестве модели связного высказывания может быть представлена полоска разноцветных кругов - пособие “Логико-малыш ”. Элементами плана рассказа, составленного по пейзажной картине могут служить силуэтные изображения ее объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка.

Особым видом связного высказывания являются рассказы-описания по пейзажной картине. Этот вид рассказа особенно сложен для детей. Если при пересказе и составлении рассказа по сюжетной картине основными элементами наглядной модели являются персонажи - живые объекты, то на пейзажных картинах они отсутствуют или несут второстепенную смысловую нагрузку.

В данном случае в качестве элементов модели рассказа выступают объекты природы. Так как они, как правило, носят статичный характер, особое внимание уделяется описанию качеств данных объектов. Работа по таким картинам строится в несколько этапов:

· выделение значимых объектов картины;

· рассматривание их и подробное описание внешнего вида и свойств каждого объекта;

· определение взаимосвязи между отдельными объектами картины;

· объединение мини-рассказов в единый сюжет.

В качестве подготовительного упражнения при формировании навыка составления рассказа по пейзажной картине можно порекомендовать работу “Оживи картину”. Эта работа является как бы переходным этапом от составления рассказа по сюжетной картине к рассказыванию по пейзажной картине. Детям предлагается картина с ограниченным количеством пейзажных объектов (болото, кочки, туча, камыши; или дом, огород, дерево и т.п.) и мелкие изображения живых предметов - “оживлялок”, которые могли бы оказаться в данной композиции. Дети описывают пейзажные объекты, а красочность и динамичность их рассказов достигается включением описаний и действий живых предметов.

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь.

Во второй младшей группе осуществляется лишь подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста еще не могут самостоятельно составить связное описание, поэтому педагог учит их с помощью вопросов называть то, что нарисовано на картине. Можно сказать, что полнота и последовательность передачи ребенком содержания картины целиком определяется предложенными ему вопросами. Вопросы воспитателя являются основным методическим приемом, они помогают детям наиболее точно определять свойства и качества предметов.

Нельзя не отметить, что в практике детских садов проведение занятий по обучению рассказыванию по картине вызывает значительные трудности. В основном это вызвано ошибками, которые допускают воспитатели в методике проведения таких занятий. Например, из-за отсутствия вводной беседы дети оказываются неподготовленными к восприятию картины, а вопросы типа "Что нарисовано на картине?" или «Что вы видите на картине?» нередко побуждают малышей к разрозненному перечислению всего, что попадает в поле их зрения. Последующие вопросы «А еще что вы видите на картине? А еще?» нарушают целостное восприятие картины и ведут к тому, что дети без связи одних фактов с другими указывают на изображенные предметы. К тому же порою бывает так, что, приступая к рассматриванию картин, различных по теме, сюжету и жанру, воспитатель всякий раз обращается к малышам с одними и теми же словами: «Что нарисовано на картине?» Этот вопрос становится трафаретным, шаблонным, интерес детей к занятию снижается, а их ответы носят в таких случаях характер простого перечисления.

Порою при рассматривании картины педагог не выделяет в ней с самого начала то, что является существенно важным и в то же время эмоционально привлекательным. Например, анализируя картину «Осень», воспитатель останавливает внимание детей на том, как одета Таня. Рассказывать об одежде героя надо, но вначале следует вызвать у детей интерес к этому персонажу, к его действиям, желание подробнее рассказать о нем.

Особо необходимо остановиться на вопросе о речи педагога: она должна быть четкой, лаконичной, выразительной, так как произведение живописи, воздействуя на детей наглядными и красочными образами, требует, чтобы о нем говорили образно, эмоционально.

Таким образом, педагог должен учить детей последовательно и осмысленно воспринимать картину, выделять в ней главное, отмечать яркие детали. Это активизирует мысли и чувства ребенка, обогащает его знания, развивает речевую активность.

В средней группе на занятиях по развитию речи широко используются картины, изданные в качестве учебных наглядных пособий для детских садов. Цель обучения остается прежней - учить детей описывать изображенное на картине. Однако к четырем-пяти годам у ребенка возрастает мыслительная и речевая активность, совершенствуются речевые навыки, в связи с этим несколько расширяется объем связных высказываний, увеличивается самостоятельность в построении сообщений. Все это дает возможность готовить детей к составлению небольших связных повествований. В средней группе у детей формируют навыки самостоятельного описания картины, которые будут развиваться и совершенствоваться в старшей группе.

По-прежнему одним из основных методических приемов являются вопросы педагога. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним-двумя словами. (Развернутый ответ может состоять из нескольких предложений.) Чрезмерно дробные вопросы приучают детей к однословным ответам. Нечетко поставленные вопросы также тормозят развитие у детей речевых навыков. Надо иметь в виду, что непринужденные, свободные высказывания позволяют детям живее выразить впечатления от увиденного, поэтому при рассматривании картин следует устранять все, что повлечет за собой скованность детских высказываний, снизит эмоциональную непосредственность речевых проявлений.

Очень важно целенаправленно упражнять детой в умении составлять высказывания из нескольких предложений несложной конструкции. С этой целью в процессе рассматривания сюжетной картины рекомендуется выделять те или иные объекты для развернутого описания их, не нарушая в то же время целостности восприятия. Вначале педагог дает пример стройного, лаконичного, точного и выразительного высказывания. Дети с помощью вопросов и указаний воспитателя пробуют справиться с описанием следующего объекта, опираясь при этом на речевой образец. Высказывание, относящееся к тому или иному объекту, будет органически входить в беседу о картине в целом.

Таким образом, на занятиях по рассматриванию картин дошкольники упражняются в построении высказываний, состоящих из нескольких предложений, объединенных единым содержанием. Они также учатся сосредоточенно выслушивать рассказы педагога по картинам, так что их опыт восприятия описательных рассказов постепенно обогащается. Все это несомненно подготавливает детей к самостоятельному составлению рассказов на предстоящих этапах обучения - в старшей и подготовительной группах.

В старшем дошкольном возрасте, когда активность ребенка возрастает, а речь совершенствуется, появляются возможности для самостоятельного составления рассказов по картинам. На занятиях решается целый ряд задач: воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по картинам, учить правильно понимать их содержание; формировать умение связно, последовательно описывать изображенное; активизировать и расширять словарный запас; учить грамматически правильно строить речь и т. д.

В процессе обучения рассказыванию на материале картин педагог использует разнообразные методические приемы: беседу, касающуюся узловых моментов изображенного сюжета; прием совместных речевых действий; коллективный рассказ; речевой образец и др.

В старшей группе дети, воспринимая речевой образец, учатся обобщенно подражать ему. Описание педагога раскрывает в основном наиболее трудную или менее заметную часть картины. Об остальном дети высказываются сами. Дети этого возраста составляют рассказы по хорошо знакомым картинам (в большинстве случаев картины рассматривали на занятиях в средней группе). Для того чтобы занятие по рассказыванию проходило успешно, за два-три дня до него организуется занятие по рассматриванию картины. Такое сочетание занятий имеет место в основном в первом полугодии, когда дети приобретают первоначальный опыт самостоятельного составления рассказов по картинам. Это оживляет впечатления, полученные ими ранее, активизирует речь. Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. Педагог проводит краткую беседу, в которой касается основных моментов сюжета.

Чтобы дети целенаправленнее и увереннее приступили к рассказам, воспитатель обращается к ним с вопросами, которые помогают в логической и временной последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное. Например: «Кто гулял с шаром? Из-за чего мог улететь шар? Кто помог девочке достать шар?» (По картине «Шар улетел». Из серии «Картины для детских садов».) В конце краткой беседы воспитатель конкретно и в доступной форме объясняет речевое задание (например, интересно рассказать о девочке, у которой улетел шар). В ходе занятия воспитатель применяет различные методические приемы, учитывая при этом, какие речевые умения уже сформированы у детей, т. е. на каком этапе обучения рассказыванию проводится занятие (в начале, середине или конце учебного года). Если, например, занятие проводится в начале учебного года, педагог может применить прием совместных действий -- он начинает рассказ по картине, а дети продолжают и заканчивают. Педагог может привлечь дошкольников и к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей.

При оценке рассказов педагог отмечает их соответствие содержанию картины; полноту и точность передачи увиденного, живую, образную речь; умение последовательно, логически переходить от одной части рассказа к другой и т. д. Он также поощряет детей, которые внимательно слушают выступления товарищей. С каждым занятием дети учатся глубже вникать в содержание картин, проявляют все большую активность и самостоятельность при составлении рассказов. Это дает возможность сочетать на одном занятии два вида работы: рассматривание новой картины и составление рассказов по ней.

В структуре занятия по картине существенное значение имеет подготовка детей к рассказыванию. Речевой практике дошкольников - рассказыванию отводится основное учебное время. Оценка выполнения задания органически входит в структуру занятия.

В подготовительной к школе группе при обучении рассказыванию продолжают широко использовать картины. На протяжении всего учебного года идет работа по совершенствованию и закреплению речевых умений и навыков. При постановке заданий учитывается ранее приобретенный детьми опыт и уровень их речевого развития. Повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Поощряется умение целенаправленно слушать выступления сверстников, высказывать элементарные оценочные суждения об их рассказах.

В процессе занятий у детей формируются навыки совместной учебной деятельности: вместе смотреть картинки и составлять коллективные рассказы. Переход от рассматривания картины к составлению рассказов - важная часть занятия, в ходе которой педагог дает указания о коллективном характере выполнения речевого задания и намечает план рассказа: «Начнем составлять рассказ по картине о зимних развлечениях детей. Говорить будете по очереди: один начинает рассказ, а другие продолжают и заканчивают. Вначале надо сказать о том, какой был день, когда ребята вышли на прогулку, затем рассказать о детях, которые катались с горки на санках, лепили снеговика, катались на коньках и на лыжах». По просьбе педагога кто-нибудь из детей еще раз воспроизводит последовательность изложения материала. Затем дошкольники приступают к коллективному составлению рассказа. Дети хорошо справляются с таким сложным заданием, так как они активно готовились к этому и, кроме того, они чувствуют постоянную поддержку и помощь педагога (он поправляет рассказчика, подсказывает нужное слово, подбадривает и т.д.). Таким образом, на качестве детских выступлений непосредственно отражается подготовка к рассказыванию.

По мере того как дошкольники накапливают опыт восприятия изобразительного материала и составления рассказов, становится возможным повышать их активность и самостоятельность на занятиях такого типа.

Уже во второй половине учебного года структура занятий несколько изменяется. После выяснения темы и содержания картины можно сразу переходить к составлению рассказов. Вопросом «Что надо сделать, чтобы рассказы получились хорошими и интересными?» педагог сосредоточивает детей на детальном изучении картины. Это развивает у них навыки наблюдения. Дети в основном самостоятельно рассматривают картину с целью подготовить рассказы. При этом воспитатель своими вопросами и указаниями («О чем нужно в первую очередь сказать? О чем следует сказать особенно подробно? Чем закончить рассказ? Какие слова нужно припомнить, чтобы о том или ином сказать точнее и интереснее?») помогает им выявить в картинном материале главное, существенное, наметить последовательность изложения, обдумать выбор слов. Педагог предварительно сам намечает план построения рассказа и производит отбор словесного материала, но он не спешит сообщить детям готовый вариант, а ориентирует их на самостоятельное решение задачи, учит проявлять инициативу при отборе фактов для рассказа, при обдумывании последовательности их расположения.

Одним из важных заданий является составление по картинкам рассказов-загадок. Ребенок строит свое сообщение так, чтобы по описанию, в котором объект не назван, можно было отгадать, что именно нарисовано на картинке. Если слушатели затрудняются решить эту задачу, ребенок по предложению педагога вносит в описание дополнения. Такие упражнения формируют у детей умение выявлять самые характерные признаки, свойства и качества, отграничивать главное от второстепенного, случайного, а это способствует развитию более содержательной, обдуманной, доказательной речи.

3. Составить конспект занятия по теме

Тема "Составление рассказов по картине "Кошка с котятами".

Цель : Упражнять в отгадывании загадок. Формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя). Формировать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план. Упражнять в подборе слов, близких по значению; подбирать слова, обозначающие действия предметов. Развивать чувство коллективизма, здоровое соперничество.

Материал : листы, карандаши, мяч, два мольберта, два ватмана, фломастеры.

Ход : Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине о домашнем животном. О каком именно животном вы будете рассказывать, вы узнаете, когда каждый из вас отгадает свою загадку и быстро зарисует отгадку. Загадки я буду загадывать на ушко.

· Острые коготки, мягкие подушки;

· Шёрстка пушистая, длинные усы;

· Мурлычет, лакает молоко;

· Умывается языком, прячет нос, когда холодно;

· Хорошо видит в темноте, песни поёт;

· У неё хороший слух, ходит неслышно;

· Умеет выгибать спинку, царапается.

Какая отгадка у вас получилась? Значит, сегодня мы будем составлять рассказ о кошке, вернее о кошке с котятами.

Посмотрите на кошку. Опишите её внешний вид. Какая она? (большая, пушистая). Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они? (маленькие, тоже пушистые). Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное? (один котёнок рыжий, второй - чёрный, третий - пёстрый). Правильно, они отличаются окраской шерсти. А чем они ещё отличаются? Посмотрите, что делает каждый котёнок (один играет с клубком, второй спит, третий лакает молоко). Чем похожи все котята? (все маленькие). Котята очень разные. Давайте дадим клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой котёнок по характеру.

Котёнок: (называет кличку) играет. Как ещё можно сказать про него? (резвится, прыгает, катает клубок). Котёнок: (называет кличку) спит. Как ещё можно сказать? (дремлет, закрыл глаза, отдыхает). А котёнок по кличке: лакает молоко. Как по-другому можно сказать? (пьёт, лижет, наедается).

Я предлагаю вам встать в круг. Я буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете подбирать ответы на вопрос: "Что умеют делать кошки?"

Вернёмся к картине. Послушайте план, который поможет вам составить рассказ.

· Кто изображён на картине? Где происходит действие?

· Кто бы мог оставить корзину с клубками? И что здесь случилось?

· Что может произойти, когда вернётся хозяйка?

Постарайтесь в рассказе использовать слова и выражения, которые вы использовали при рассматривании картины.

Дети по очереди составляют 4-6 рассказов. Другие выбирают, чей рассказ получился лучше, и аргументируют свой выбор.

В завершении занятия воспитатель предлагает разделиться на две команды. Для каждой команды приготовлен свой мольберт. Каждой команде нужно будет за определённое время нарисовать как можно больше котят или кошек. На сигнал участники команд по очереди бегут к мольбертам.

    Основные характеристики текста.

    Структура и содержание рассказов детей.

    Приемы обучения дошкольников рассказыванию.

1. Результатом процесса создания связного высказывания является текст. По определению Лингвистического энциклопедического словаря, текст – объединенная смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и последовательность. В данном определении указаны основные признаки и критерии текста: связность и последовательность. Связность текста отражает логику изложения и определяется коммуникативными условиями (мотивы, цели общения). Важным фактором связности является композиционная завершенность структуры текста – последовательность и соразмерность частей. Основной единицей текста исследователи называютсверхфразовое единство – структурированный комплекспредложений, связанных смыслом и языковыми средствами (лексическими, грамматическими, интонационными). Межфразовая связь отражает логику мысли между предложениями.

Выделяют два основных вида межфразовой связи – цепная и параллельная. Цепной называют синтаксическую связь, которая выражает структурную соотнесенность предложений в повторе. Наиболее распространенным является лексический повтор (дополнение – подлежащее), причем повторяется то слово, которое подчеркнуто смыслом. Особенно распространен лексический повтор в детской речи. Например, рассказ о зайчике: «Это зайчик. Зайчик белый. У зайчика длинные уши. Зайчик может прыгать». Кроме лексического повтора средствами цепной связи является местоименная связь или синонимическая замена. Эта связь помогает уточнить, выявить смысловые оттенки значения слова, делает речь более выразительной, помогает избежать повторения одного и того же слова. Такая связь характерна для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

В параллельной связи структурная соотнесенность предложения выражается в их сопоставлении или противопоставлении. Основным средством параллельной связи является одинаковый порядок слов, однотипность грамматических форм членов предложений. Например, рассказ ребенка о том, что он делал в детском саду: «Утром мы делали зарядку. Потом все кушали завтрак. Потом мы рисовали птичку». Обучение детей связной речи направлено на формирование у детей умения выбирать среди разнообразных языковых средств связи те, которые помогут наиболее точно, полно, ярко и образно выразить мысль.

Среди наиболее важных признаков текста называют целостность, структурную оформленность, завершенность. Структура зависит от типа текста. Основные типы текстов: описание, повествование и рассуждение. Для детей дошкольного возраста характерны первые два. Многие исследователи отмечают, что у детей дошкольного возраста элементы описания и повествования часто тесно переплетаются. Поэтому рассказы детей характеризуются контаминированным (смешанным) текстом. Например, описание места действия или внешности героя может включаться в повествование или в сюжете рассказа содержится рассуждение.

2. Рассказ – это связное, последовательное, развернутое изложение каких-либо фактов, событий. В рассказе ребенку необходимо самостоятельно определить содержание и отобрать наиболее подходящие языковые средства для передачи этого содержания. Рассказы детей отличаются эмоциональностью, естественной непосредственной выразительностью, так как отражают личный опыт ребенка.

Существуют разные классификации детских рассказов, которые используются для развития связной монологической речи детей в детском саду. На основе типов текста рассказы детей можно разделить на описательные и сюжетные . Разновидностями описательных рассказов являются сравнительный и объяснительный.Сравнительный рассказ составляется на основе последовательного сопоставления признаков двух предметов. Предметы или явления для сравнения берут из одного вида (одной группы), но разные по качествам и свойствам. Например, две куклы, разные по внешнему виду, или времена года (лето – зима). Чем младше дети, тем контрастнее должны быть признаки предметов для сравнения. Детям при сравнении легче выделить отличия в предметах, чем сходства. Основная задача при обучении детей составлению рассказов-сравнений – научить детей выделять общие признаки, на основе которых можно обобщать предметы в группы.

Объяснительные рассказы с элементами рассуждения дети составляют, чаще всего сопровождая свои действия показом, например при объяснении правил игры, устройства сложной игрушки, использования каких-либо предметов.

По содержанию рассказы детей делят на фактические и творческие. Фактические рассказы основаны на реальном опыте ребенка, требуют достоверного, точного изложения фактов. Это могут быть рассказы по восприятию, когда ребенок опирается на наглядную основу (картинка, предмет, событие) или словесную основу (литературное произведение, рассказ воспитателя). К фактическим относятся также рассказы по памяти, когда ребенок опирается на свои представления о предметах и явлениях (рассказы из опыта).

Творческие рассказы составляются детьми при опоре на воображение. Придумывая рассказ, дети используют накопленный опыт и представления об окружающем мире, но включают предметы, явления и события в новые ситуации. Придумывать дети могут как реальные события (рассказ о том, как мы были в зоопарке), так и сказки (день рождения ежика). Исследователи отмечают, что детям легче составить сюжетный рассказ на основе личного восприятия, чем описание. Это объясняется стремлением детей к действию, к движению. Знакомство дошкольников с художественной литературой также начинается с сюжетных произведений (сказки, потешки). Описание предмета требует сосредоточения внимания, умения анализировать, сравнивать. Однако дети легко обучаются описанию, следуя за образцом педагога. Наиболее сложный вид рассказа – творческий, предлагается детям старшего дошкольного возраста.

При обучении рассказыванию необходимо учитывать особенности речевой деятельности дошкольников. Прежде всего, следует мотивировать детскую деятельность (почему ребенку нужно составить рассказ). Мотивация может быть игровая и коммуникативная. Например, помочь Незнайке составить рассказ по картине или описать игрушку, чтобы купить ее в магазине. Ребенок должен осознанно самостоятельно отобрать слова для передачи мыслей, построить предложения, связать их между собой в текст. Только при последовательной систематической работе с педагогом возможно овладение дошкольниками связной монологической речью.

3. Обучение детей составлению рассказов – сложный и длительный процесс. В младшем дошкольном возрасте осуществляется подготовка к обучению рассказыванию при помощи пропедевтических методов. У малышей 3-4 лет уже накоплено достаточно личного опыта и представлений об окружающем мире, но развитие активного словаря значительно отстает, поэтому ребенку часто не хватает слов, чтобы выразить свои мысли. Для активизации словаря используются разнообразные игры и упражнения на подбор признаков, действий к предмету, сравнение предметов, узнавание предметов по описанию, подбор слов по группам или по определенным признакам (радостные и грустные слова). Для подготовки детей к составлению сюжетных рассказов используются такие методы, как: придумать конец рассказа, составить диалог героев, описать место действия, составить словесный портрет героя.

К основным приемам обучения рассказыванию относят: образец рассказа воспитателя, план рассказа, составление рассказа по частям, составление письма. Образец рассказа воспитателя – основной прием обучения детей составлению рассказа. Он должен соответствовать всем правилам и литературным нормам языка (лексическим, грамматическим, фонетическим) и отличаться лексической и интонационной выразительностью. Содержание рассказа-образца строится на основе хорошо знакомых детям предметов или событий. В отличие от познавательных рассказов воспитателя по ознакомлению с окружающим миром, речевой образец не содержит новых для детей знаний. В средней возрастной группе может использоваться прием – разбор образца, то есть воспитатель задает детям вопросы по рассказу-образцу с целью закрепить у детей представление о структуре рассказа. В старшей группе может использоваться образец рассказа не только воспитателя, но и ребенка с высоким уровнем развития связной речи.

План рассказа дается детям в форме цепочки вопросов с указанием последовательности изложения. Например: «Сначала расскажите, как ежик заблудился в лесу, потом о том, кого он встретил, и затем как ежик вернулся домой». В средней группе, когда план только начинает использоваться, целесообразно предложить детям повторить его, чтобы лучше запомнить основные части рассказа.

Наглядным воплощением плана рассказа является модель исхема . Модель рассказа может представлять собой круг, разделенный на три части, отображающие части рассказа. В схеме при помощи условных обозначений (рисунков, знаков) передается последовательность изложения содержания рассказа.

Для закрепления навыков связной речи и создания игровой мотивации у детей активно используются разнообразные игры. В играх-драматизациях осуществляется переход от ситуативной речи к контекстной, от диалога к монологу, от речи-подражания к собственной речи. Сюжетные дидактические игры («Почта», «Магазин», «Ателье») служат для закрепления навыков описания предметов и построения диалога.

Таким образом, обучение дошкольников рассказыванию – сложный, последовательный, систематический процесс, результатом которого является самостоятельно составленный и изложенный ребенком текст. К рассказам детей предъявляется ряд требований, которые определяют качества связной речи.

Литература

1. Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать / Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С. Белько. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2003. – 144 с.

    Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. – 240 с.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.