Социальный интерес направлен на изменение социальных условий. Социальный интерес в политическом пространстве (Социально-философский анализ) Мартиросян София Ашотовна. Вопросы и задания к источнику

при использовании материалов www.psi.webzone.ru
Данный словарь создан специально для пользователей сайта сайт чтобы можно было найти любой психологический термин в одном месте. Если вы не нашли какое то определение или наоборот знаете его, а унас его нету, обязательно пишите нам и мы его добавим в словарь психологического портала "Психотест".

Социальный интерес
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС - эмоционально окрашенное отношение к общественной жизни, объективно обусловленный мотив деятельности. *социальный интерес* ввел Альфред Адлер(1870-1937) - австрийский психолог. Сначала он рассматривал социальный интерес как противодействующую силу, ограничивающую агрессию и стремление к власти. Затем социальный интерес стал рассматриваться как когнитивная функция: врожденная способность к сознательному развитию. Несмотря на то, что значение понятия расширилось, сам Адлер настаивал на неизменности своего понимания, что породило множество неверных толкований. Адлера о социальной природе человека должны рассматриваться с учетом истории развития его идей. не является чем-то застывшим, неизменным. Он поддается формированию.

Список случайных тегов:
,
Бессознательное - БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - структурный компонент психики. Это актуально неосознаваемые действия и психические явления. Примером являются привычки, навыки, некоторые установки, реакции, воспоминания, образы. Бессознательное может стать осознанным, а то, что осознается - стать временно неосознаваемым. Между сознанием и бессознательным нет особых границ и непреодолимых препятствий. Сознательными установками человек может менять состояние неосознаваемых психических явлений, последние могут способствовать функционированию сознания. Примером бессознательного является связь кратковременной и долговременной памяти. Развитие проблемы бессознательного было связано с психопатологией, изучением влияния неосознаваемых в гипнозе внушений на сознательное поведение. В настоящее время исследуется место и роль бессознательного после чрезвычайных событий в направленности личности, поведении толпы
,
Е волна - Е волна (от англ. expectation ожидание) — отрицательное изменение электрического потенциала в передних отделах коры мозга между действием настраивающего сигнала и пускового, требующего какую либо реакцию испытуемого, которое свидетельствует о состоянии готовности действовать при восприятии сигнала. Е волна возникает через 0,5 с. после действия настраивающего сигнала. Ее амплитуда прямо связана со скоростью требуемой двигательной реакции, а также с напряжением внимания или воли, что позволяет рассматривать ее как проявление действия механизмов произвольного поведения человека.
,
Индивидуальная терапия - Индивидуальная терапия (от лат. individuum – неделимое и theraрeia – лечение) — форма психотерапии, разработанная в рамках индивидуальной психологии, автор А. Адлер. Характеризуется ориентированностью не на устранение отдельных симптомов, а на изменение всего поведения пациента и переориентацию его личности на новые цели. Для этого требуется прежде всего поддержка терапевта в борьбе пациента с чувством собственной неполноценности, которое рассматривается как ядро кристаллизации всех невротических нарушений. Динамика. При проведении проходит ряд этапов: — анализа жизненного стиля пациента, который является выражением проблем пациента и одним их основных потребителей его душевной энергии, — помощи пациенту в осознании им ложности его целей и образа жизни, — инициации больного к принятию решения о выборе новой системы жизненных ценностей и изменению образа жизни под углом зрения активизации социального интереса. При необходимости в качестве вспомогательных средств используется групповая психотерапия. Для этого используются приемы: — укрепление мужества — т.к. чувство неполноценности выступает исходной базой всех невротических явлений; — анализ жизненного стиля — т.к. он формируется в течении нескольких лет и на его поддержание тратятся резервы душевных сил. Литература. Кондрашенко В.Т., Донской Д.И. Общая психотерапия. Минск, 1993, с. 42–50; Adler A. Understanding Human Nature. L., 1928; Adler A. Technik der Individualpsychologie, Munchen, 1930.

Параграф 6 отклоняющееся поведение

Вопросы к тексту параграфа:

1) В чем заключаются причины отклоняющегося поведения?

2) В чем социальная опасность преступности?

3) Почему организованная преступность представляет особую опасность для личности, общества, государства?

4) Что такое социальный контроль?

5) В чем состоит значение самоконтроля?

1) Что нового дает вам источник по сравнению с учебным текстом?

2) Что означают в тексте документа слова «уход в тень»? Как вы понимаете взятые в кавычки слова: «крыши», «рэкет», «накат», «откат»? Почему автор использует их в социологическом исследовании?

3) Как вы думаете, почему рыночные реформы в России сопровождались криминализацией общества?

4) Какая информация в этом источнике подтверждает особую опасность организованной преступности для общества и государства?

5) Какие меры вы считаете первоочередными для борьбы с организованной преступностью?

Параграф 7 Социальные интересы

Вопросы к тексту параграфа:

1) Раскройте содержание понятия «социальный интерес».

2) Назовите основные формы социальных взаимодействий.

3) Перечислите признаки, характеризующие социальное сотрудничество.

4) Дайте характеристику соперничества как формы социального взаимодействия.

5) Что является общей причиной социальных конфликтов?

6) Каковы основные стадии социального конфликта?

7) К каким последствиям приводят социальные конфликты?

8) Назовите основные методы разрешения конфликта и проиллюстрируйте каждый из них соответствующим примером.

Вопросы и задания к источнику:

2) На основе текста параграфа и документа сформулируйте основные принципы компромиссного разрешения конфликта.

3) Объясните смысл последней фразы текста и приведите примеры, подтверждающие ваше суждение.

Отклоняющееся поведение и социальный контроль

Далеко не всегда поведение людей соответствует социальным нормам. Вы, вероятно, помните, что поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющимся поведением . Социологи дают и другое определение: отклоняющееся поведение – это форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества. Проблему отклоняющегося поведения изучают и психологи, отводя значительное место исследованию его мотивов. Внимание юристов направлено на изучение одного из наиболее опасных проявлений отклоняющегося поведения – преступности. В данном параграфе мы рассмотрим проблему главным образом с позиций социологии, которая изучает также и механизм социального контроля , обеспечивающего целенаправленное воздействие на поведение людей с целью укрепления порядка и стабильности, включая и смягчение возникающих в обществе отклонений от принятых норм.



ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ

Негативные отклонения от социальных норм на уровне личности проявляются, прежде всего, в преступлениях и иных правонарушениях, в аморальных поступках. На уровне малых социальных групп эти отклонения проявляются в деформациях, нарушениях нормальных взаимоотношений людей (раздоры, скандалы и т. д.). В деятельности государственных и общественных организаций такие отклонения проявляются в бюрократизме, волоките, коррупции и других явлениях.

Отклонения от норм могут носить и позитивный характер, т.е. иметь полезные для общества следствия (например, проявления инициативы, новаторские предложения, направленные на улучшение общественных отношений). Бывают и сугубо индивидуальные, не приносящие никакого вреда особенности поведения отдельного человека: чудачество, эксцентричность.

Проявления негативного отклоняющегося поведения разнообразны. Их общая черта – вред, ущерб, наносимый обществу, социальной группе, другим людям, а также личности, допускающей негативные отклонения.

Особенно опасны социальные отклонения как массовое явление. Наркомания, религиозный фанатизм, расовая нетерпимость, терроризм – эти и иные подобные негативные процессы в развитии общества приносят неисчислимый урон человечеству .

Каковы причины отклоняющегося поведения? Исследователи имеют различные точки зрения по этому вопросу.

В конце XIX в. было выдвинуто биологическое объяснение причин отклонений: наличие у некоторых людей прирожденной предрасположенности к нарушениям социальных норм, которая связана с физическими особенностями индивида, преступным темпераментом и т.п. Эти теории в дальнейшем были подвергнуты убедительной критике.

Другие ученые искали психологическое объяснение причин отклонений. Они пришли к выводу, что большую роль играют ценностно-нормативные представления личности: понимание окружающего мира, отношение к социальным нормам, а главное – общая направленность интересов личности (вспомните, что представляет собой и какое значение имеет направленность личности). Исследователи пришли к выводу, что в основе поведения, нарушающего установленные нормы, лежит иная система ценностей и правил, чем та, которая закреплена в праве. Например, психологическое исследование таких мотивов противоправных действий, как жестокость, жадность и лживость, показало, что у преступников названные качества наиболее выражены, причем их допустимость или необходимость оправдывается ими («Всегда лучше показать свою силу», «Бей своих, чтобы чужие боялись!», «Бери от жизни все, что можешь!»).

Ученые пришли к выводу, что названные деформации личности являются следствием ее неправильного развития. Например, жестокость может быть следствием холодного, безразличного отношения к ребенку со стороны родителей, а нередко и жестокости взрослых.

Исследования показали, что низкое самоуважение, самоунижение в подростковом возрасте компенсируется в дальнейшем отклоняющимся поведением, с помощью которого удается привлечь внимание к себе, добиться одобрения со стороны тех, кто оценит нарушение норм как признак «сильной» личности.

Широкое признание получило социологическое объяснение причин отклонений от социальных норм. Известный социолог Э. Дюркгейм показал зависимость отклоняющегося поведения от кризисных явлений в общественном развитии. Во время кризисов, радикальных социальных перемен, в условиях дезорганизации социальной жизни (неожиданные экономические спады и подъемы, падение деловой активности, инфляция) жизненный опыт человека перестает соответствовать идеалам, воплощенным в социальных нормах. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию, и это способствует возникновению отклоняющегося поведения.

Некоторые ученые связывали отклоняющееся поведение с конфликтом между господствующей культурой и культурой какой-либо группы (субкультурой), отрицающей обще принятые нормы . В этом случае преступное поведение, например, может быть результатом преимущественного общения индивида с носителями преступных норм. Преступная среда создает свою субкультуру, свои нормы, противостоящие нормам, признанным в обществе. Частота контактов с представителями преступного сообщества влияет на усвоение человеком (особенно молодым) норм антиобщественного поведения.

Существуют и иные объяснения отклоняющегося поведения. Подумайте над изложенными точками зрения и попытайтесь сами объяснить причины отклонения поведения от социальных норм.

По отношению к лицам, допускающим негативное отклонение от норм, общество применяет социальные санкции, т.е. наказания за неодобряемые, нежелательные действия. Слабые формы отклоняющегося поведения (оплошность, обман, грубость, халатность и т.п.) корректируются другими людьми – участниками взаимодействия (замечание, внушение, ирония, порицание и т.п.). Более значительные формы социальных отклонений (правонарушения и т.п.) в зависимости от их последствий влекут за собой осуждение и наказание, исходящие не только от общественности, но и от государственных органов.

Из многих проявлений отклоняющегося поведения подробнее рассмотрим одно из наиболее опасных – преступность.

ПРЕСТУПНОСТЬ

Преступность – проявление отклоняющегося поведения, наносящее наибольший ущерб обществу. Слово «преступность» является производным от слова «преступление», которое в русском языке всегда означало «поступок, противный закону, беззаконие, злодеяние». Напомним, что с юридической точки зрения преступление – это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Совокупность преступлений, совершаемых в данном обществе и в данный период времени, обозначается понятием «преступность». Преступность – это не просто сумма преступлений, но массовое явление, имеющее закономерности своего существования и развития, причины, условия, ей способствующие. Это явление социальное, так как коренится в недрах общественных отношений, отражает особенности социальной жизни, выступает как крайнее выражение противоречий и недостатков развития общества. Оно вызывает тяжелые последствия для общества и его членов, как ни одно из других негативных явлений общественного развития. Особенность преступности: наличие определенного контингента лиц – преступников, для которых преступная деятельность стала профессиональной.

Виды преступлений, предусматриваемые уголовными кодексами различных стран, очень разнообразны. Преобладают две группы, имеющие место во всех странах: корыстные преступления (хищения, кражи, мошенничество, взятки и т.п.), насильственные агрессивные преступления (убийства, телесные повреждения, изнасилования и т.п.).

Эти виды преступлений составляют от 75 до 90% всех умышленных преступлений. Все большее распространение в мире получают экономические преступления , посягающие на интересы потребителей, наносящие ущерб окружающей среде, местный и международный терроризм , включающий захват заложников и уничтожение государственной собственности. Имеют место проявления расовой дискриминации, пытки, похищения людей и массовые убийства.

Особую опасность представляет организованная преступностъ . В широком смысле слова она подразумевает любую группу лиц, организованных на постоянной основе для извлечения средств незаконным способом. Американские ученые-криминологи («криминал» – слово латинского происхождения, означает «уголовное преступление») выделяют организованную группу по следующим признакам:

1) это два или более человек, которые объединились для совершения преступлений материально-корыстной направленности;

2) группа построена по принципу иерархии, в ней действуют определенные нормы поведения;

3) у организованной криминальной структуры имеется, как правило, своя материально-техническая база, куда входят денежные средства, автотранспорт, средства связи и вооружение;

4) группа имеет каналы для «отмывания» денег;

5) наличие коррупции, т.е. связи с представителями органов власти и управления, которые либо действуют, либо бездействуют в интересах данной группировки;

6) раздел сфер влияния между отдельными группами либо по территориальному, либо по отраслевому признаку.

Организованная преступность характеризуется особой опасностью для личности, общества, государства.

Опасность для личности заключается в подавлении ее прав и свобод актами насилия и другими средствами. Это проявляется в уничтожении мелких предпринимателей, которые отказываются выплачивать деньги для получения «защиты» со стороны преступников (рэкет); принуждении женщин и подростков заниматься проституцией; распространении влияния и контроля, например над профсоюзами; возможности полного подавления конституционных прав и свобод граждан путем физического, морального и материального террора.

Опасность для общества состоит в перехвате прав владения и распоряжения материальными ценностями всего общества организованными преступными сообществами и коррумпированными группами чиновников (особенно в сферах торговли, добычи и распределения стратегического сырья, драгоценных металлов, производства и оборота оружия); возможности манипулировать значительным капиталом, проникать в область законного предпринимательства и разорять своих конкурентов с помощью контроля над ценами; насаждении идеологии преступного мира, его романтизации, культивировании мафиозных и коррумпированных отношений, насилия, жестокости, агрессивности, что создает условия для «социального заражения» преступными обычаями и традициями.

Опасность организованной преступности для государства проявляется в создании на уровне регионов параллельных нелегальных властных структур, незаконных вооруженных формирований; подготовке, финансировании и организации прямых антиконституционных действий в виде разжигания национальной вражды; организации массовых беспорядков, заговоров с целью захвата власти; стимулировании таких государственных преступлений, как бандитизм и контрабанда; проникновении в политические партии и государственный аппарат; коррупции политических деятелей и государственных должностных лиц; стремлении ослабить федеральную власть, чтобы облегчить контроль организованной преступности над целыми регионами.

Социологи и криминологи, изучающие причины преступности, обращают внимание прежде всего на реальные жизненные условия, противоречивое развитие экономики, социальной сферы, духовной культуры. В 90-х гг. XX в. в России и других странах СНГ проявились негативные последствия рыночных реформ: обнищание широких слоев населения в результате глубокого экономического кризиса; рост национализма, приведший в ряде случаев к вооруженному противоборству; ломка сознания людей в условиях демократических преобразований, необходимости отказа от привычных жизненных установок; игнорирование законодательных норм центральными и местными органами власти; осложнение работы правоохранительных органов, низкий уровень их технической оснащенности.

Но в таких непростых условиях далеко не каждый становится преступником. Большое значение имеет и личность человека. Криминологи выделяют наиболее характерные черты человека, психологически готового преступить закон:

  • ограниченность потребностей и интересов;
  • нарушение равновесия между разными их видами;
  • искаженное представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо»;
  • признание возможности использования антиобщественных способов удовлетворения своих потребностей и интересов;
  • отсутствие чувства социальной ответственности, привычка к некритической оценке своего поведения.

Что касается преступников-рецидивистов (т. е. совершающих повторные преступления), то специалисты у этой категории лиц отмечают следующие черты: отрицательное отношение к основным социальным нормам; глубоко укоренившееся негативное представление о социальных отношениях и ценностях; негативные черты личного опыта; повышенная агрессивность и возбудимость; примитивные влечения и несдержанность в их удовлетворении. Такой комплекс свойств личности располагает к выбору противоправного пути достижения своих целей.

В современных условиях большое значение имеет борьба с преступностью. Это социально-регулирующая деятельность, которая осуществляется для того, чтобы граждане не совершали поступков, запрещенных уголовным законом. Она включает в себя, во-первых, мероприятия политического, экономического, социального, социально-психологического, управленческого, культурного характера, позволяющие устранять условия, благоприятствующие преступности; во-вторых, развитие правосознания граждан; в-третьих, специально-профилактическую деятельность, направленную на выявление и устранение непосредственных причин преступности; в-четвертых, применение уголовного законодательства по отношению к лицам, совершившим преступления.

Нарастающая преступность стала реальной угрозой национальной безопасности России. Решение этой проблемы является одной из важнейших общегосударственных задач.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Социальные нормы составляют один из элементов механизма регуляции отношений индивида и общества, который называется социальным контролем . На первых уроках курса мы говорили о том, что общество представляет собой сложную систему, включающую в себя множество различных элементов. Целенаправленное воздействие этой системы на поведение людей с целью укрепления порядка и стабильности обеспечивается социальным контролем. Как работает механизм социального контроля?

Любая деятельность разнообразна, каждый человек совершает множество поступков, взаимодействуя с социальной средой (с обществом, социальными общностями, общественными институтами и организациями, государством и другими индивидами). Эти действия, отдельные поступки, поведение человека находятся под контролем окружающих его людей, групп, общества. Пока они не нарушают общественного порядка, существующих социальных норм, этот контроль незаметен. Однако стоит нарушить установленные обычаи, правила, отступить от образцов поведения, которые приняты в обществе, социальный контроль проявляет себя. Один человек перебежал улицу перед движущимся транспортом, другой закурил в кинозале, третий совершил хищение, четвертый опоздал на работу… Во всех этих случаях может последовать реакция других людей: замечания, другие проявления недовольства со стороны окружающих, соответствующие действия администрации, милиции, суда. Эта реакция окружающих обусловлена нарушением соответствующих социальных норм, правил, традиций. Люди, среагировавшие на приведенные ситуации, отражают установки общественного сознания (или общественного мнения), которое поддерживает порядок, охраняемый нормами. Именно поэтому с их стороны последовала реакция осуждения названных действий.

Выражение недовольства, объявление выговора, наложение штрафа, наказание, выносимое судом, – все это санкции; наряду с социальными нормами они являются важнейшим элементом механизма социального контроля. Санкции означают либо одобрение и поощрение, либо неодобрение и наказание, нацеленные на поддержание социальных норм. Иными словами, санкции бывают либо позитивные, направленные на поощрение, либо негативные, направленные на пресечение нежелательного поведения. И в том и в другом случае их относят к формальным, если они применяются в соответствии с определенными правилами (например, награждение орденом или наказание по приговору суда), или неформальным санкциям, если они проявляются в эмоционально окрашенной реакции непосредственного окружения (друзей, родственников, соседей, сослуживцев).

Общество (большие и малые группы, государство) оценивает индивида, но и индивид оценивает общество, государство, самого себя. Воспринимая оценки, адресованные ему со стороны окружающих людей, групп, государственных институтов, человек принимает их не механически, а избирательно, переосмысливает через собственный опыт, привычки, усвоенные им ранее социальные нормы. И отношение к оценкам других людей оказывается у человека сугубо индивидуальным: оно может быть положительным и резко отрицательным. Вспомним сказанное в начале курса: человек постоянно сам себя оценивает, при этом самооценка может меняться в зависимости от зрелости личности и общественных условий, в которых она действует. Человек соотносит свои действия с одобряемыми им социальными образцами поведения при выполнении тех социальных ролей, с которыми он себя отождествляет.

Таким образом, наряду с высшим контролем со стороны общества, группы, государства, других людей, важнейшее значение имеет внутренний контроль , или самоконтроль , в основе которого лежат нормы, обычаи, ролевые ожидания, усвоенные индивидом.

В процессе самоконтроля большую роль играет совесть, т.е. чувство и знание того, что хорошо, а что плохо, что справедливо, а что несправедливо; субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам. У человека, совершившего в состоянии возбуждения, по ошибке или поддавшись соблазну дурной поступок, совесть вызывает чувство вины, моральные переживания, желание исправить ошибку или искупить вину.

Способность осуществлять самоконтроль – ценнейшее качество личности, которая самостоятельно регулирует свое поведение в согласии с общепринятыми нормами . Самоконтроль – одно из важнейших условий самореализации личности, ее успешного взаимодействия с другими людьми.

Итак, важнейшими элементами механизма социального контроля являются социальные нормы, общественное мнение, санкции, индивидуальное сознание, самоконтроль. Взаимодействуя, они обеспечивают поддержание социально приемлемых образцов поведения и функционирование социальной системы в целом .

Основные понятия: отклоняющееся поведение, социальный контроль.

Термины: преступность.

1. В одной из зарубежных работ по проблеме отклоняющегося поведения говорится: «Отклонения – естественная часть социальной жизни. И осуждение, регулирование и запрещение, моральное совершенствование не уменьшают отклонений, так как возникают более строгие нормы поведения. Специфические отклонения могут исчезать, а другие – появляться… Исчезновение крупных преступлений поведет к усилению внимания к более мелким». Согласны ли вы с изложенной точкой зрения? Можно ли избавить общество от отклонений? Объясните свой ответ.

2. Раскройте смысл высказывания английского историка Г.Т. Бакла (1821–1862): «Общество готовит преступление, преступник совершает его». Разделяете ли вы такую точку зрения? Разъясните свою позицию на каком-либо примере, взятом из газет.

3. Согласны ли вы с высказыванием французского драматурга Ж. Расина (1639–1699): «Крупным преступлениям всегда предшествуют мелкие. Никто никогда не видел, чтобы робкая невинность внезапно превратилась в безудержную распущенность»? Аргументируйте свой ответ.

За период с 1989 по 1994 г. в России наблюдался значительный рост преступности подростков. Количество преступлений выросло на 41,1%, а количество подростков, совершивших преступления, – на 35,5% (со 150 тыс. до 203,3 тыс.). Каковы причины этого явления? В чем его социальная опасность? Что, с вашей точки зрения, нужно делать, чтобы подростковая преступность пошла на убыль?

5. По вопросу о борьбе с преступностью возникла дискуссия.

Одна точка зрения: нужно ужесточить наказания. Посмотрите на Сингапур. Поймали тебя с наркотиками – высшая мера наказания, с незаконным оружием, даже если ты его не применял, – тоже. В некоторых мусульманских странах по закону за воровство отрубают кисть руки. И там уже давно никто не ворует.

Другая точка зрения: жестокость наказаний сделает преступность более жестокой. Главное – неотвратимость наказания. Если все будут знать, что любое преступление будет раскрыто, преступность резко сократится.

А что об этом думаете вы?

6. 9 июня 2002 г. хулиганствующие футбольные «фанаты» после неудачи российской команды в матче с командой Японии устроили погром в центре Москвы, где около огромного экрана собрались тысячи болельщиков. В результате были избиты случайные прохожие, многих из которых пришлось госпитализировать. Было сожжено 8 и разбито 40 автомашин, 36 витрин магазинов, таксофоны, а также плафоны и дверные стекла в метро. В связи с этими событиями назывались различные их причины: одни говорили, что зачинщиками выступили «бритоголовые», входящие в бандитские группировки, другие полагали, что стихийные беспорядки связаны с продажей алкогольных напитков, третьи считали, что погром спровоцировал показанный на экране видеоролик, на котором некий человек разбивает топором машину.

Как думаете вы: каковы причины этих событий? Что необходимо делать, чтобы предотвратить подобные явления?

Поработайте с источником

Прочтите отрывок из работы российского социолога Р. В. Рыбкиной о преступности в России.

Весь ход реформ сопровождался не только ростом числа преступлений, но и серьезными изменениями самой структуры преступности. В частности, резко возрос «вес» организованной преступности. Но главное, она превратилась из чисто криминальной силы в самоорганизующуюся социальную систему, интегрированную во все властно-экономические структуры и практически не подконтрольную правоохранительным органам, более того, в социальный институт российского общества. Это значит, что она породила: 1) собственные, специфические для нее организации-«крыши»; 2) особые нормы теневого поведения (такие, как «рэкет», «накат», «откат» и т.п.); 3) особые социальные роли, за которыми закреплено осуществление этих норм, и 4) особые социальные взаимоотношения между участниками преступных сообществ, в которые они вступают при осуществлении тех или иных преступных операций, а также особые взаимоотношения между криминалом и властью.

Главный процесс, свидетельствующий об институционализации преступной деятельности, – это ее все большее срастание с властью. Этот процесс идет на всех уровнях – как на отдельных предприятиях и в фирмах в регионах страны, так и в высших органах законодательной (парламент) и исполнительной (правительство) власти. Это позволяет говорить о двух новых для России процессах, которые возникли в эпоху либерализации экономики: первый процесс – теневизация общества, т. е. все больший уход различных общественных структур в тень… и второй процесс – криминализация общества, т.е. все большее усиление в нем роли преступных элементов, связанных с теми или иными политическими, правовыми, экономическими и другими структурами общества.

Рывкина Р. Б. Драма перемен. – М., 2001. – С. 37–38.

Вопросы и задания к источнику:

1) Что нового дает вам источник по сравнению с учебным текстом? 2) Что означают в тексте документа слова «уход в тень»? Как вы понимаете взятые в кавычки слова: «крыши», «рэкет», «накат», «откат»? Почему автор использует их в социологическом исследовании? 3) Как вы думаете, почему рыночные реформы в России сопровождались криминализацией общества? 4) Какая информация в этом источнике подтверждает особую опасность организованной преступности для общества и государства? 5) Какие меры вы считаете первоочередными для борьбы с организованной преступностью?

Социальные интересы и формы социального взаимодействия

Социальный интерес и социальное взаимодействие – предмет комплексного изучения разных социально-гуманитарных наук. Так, социология исследует сущностные характеристики социального взаимодействия как родового понятия социальной науки, изучает его разновидности и принципы регуляции, анализирует средства обмена, всеобщие виды и формы взаимодействий. Социальная психология рассматривает социальное взаимодействие как интерактивную сторону общения, обращая основное внимание на психологическое содержание, структуру и механизмы этого процесса.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Как вы уже знаете, интерес представляет собой одну из форм направленности личности. Человека интересует то, что может удовлетворить его потребности. Социальные интересы – это одна из важных движущих сил деятельности любого социального субъекта (личности, группы, какой-либо социальной общности, общества в целом). Они неразрывно связаны с потребностью данной общности. Напомним, что в отличие от потребностей, направленных в первую очередь на предмет удовлетворения, определенную совокупность материальных и духовных благ, интересы человека, как правило, направлены на те общественные условия, которые позволяют удовлетворить соответствующую потребность. К их числу можно отнести: социальные институты, учреждения, нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависит распределение предметов, ценностей и благ (власть, голоса избирателей, территория, привилегии и др.).

Социальность интересов обусловлена тем, что в них всегда присутствует элемент сопоставления человека с человеком, одной социальной группы с другой. Таким образом, можно говорить о социальных интересах, т.е. интересах людей, составляющих какую-либо социальную общность (страту, этнос), тот или иной коллектив, объединение (политическую партию, профессиональное объединение и т.п.) . Набор специфических социальных интересов наряду с совокупностью определенных прав и обязанностей – непременный атрибут каждого социального статуса. В первую очередь эти социальные интересы направлены на то, чтобы сохранить или преобразовать те учреждения, порядки, социальные нормы, от которых зависит распределение благ, необходимых данной социальной группе. Поэтому различие интересов, так же как разница в уровне доходов, условиях труда и отдыха, уровне престижа и открывающихся перспективах продвижения в социальном пространстве, относится к проявлениям социальной дифференциации.

Социальный интерес лежит в основе любых форм состязательности, борьбы и сотрудничества между людьми. Привычные, устоявшиеся интересы, признанные общественным мнением, не подлежат обсуждению, приобретая таким образом статус законных интересов. Например, в многонациональных государствах представители различных этнических групп заинтересованы в сохранении своего языка и своей культуры. Поэтому создаются школы и классы, в которых ведется изучение национального языка и литературы, открываются культурно-национальные общества. Любая попытка ущемления подобных интересов воспринимается как покушение на жизненные устои соответствующих социальных групп, общностей, государств. Исторический опыт свидетельствует, что, как правило, ни одна из социальных групп не поступается своими интересами добровольно, на основе нравственно-этических соображений или призывов к гуманизму, к учету интересов другой стороны, других групп или общностей. Наоборот, каждая из групп стремится к экспансии своих интересов, к закреплению достигнутого успеха и его развитию, как правило, за счет интересов других групп и общностей. (Проиллюстрируйте это положение примерами.)

Современный мир представляет собой сложнейшую систему взаимодействия реальных социальных интересов. Возросла взаимозависимость всех народов и государств. На первый план выступают интересы сохранения жизни на Земле, культуры и цивилизации.

Главная > Учебник

Как думаете вы: каковы причины этих событий? Что не-обходимо делать, чтобы предотвратить подобные явления? Поработайте с источником Прочтите отрывок из работы российского социолога Р. В. Рыбкиной о преступности в России. Весь ход реформ сопровождался не только ростом числа преступлений, но и серьезными изменениями самой струк-туры преступности. В частности, резко возрос «вес» органи-зованной преступности. Но главное, она превратилась из чи-сто криминальной силы в самоорганизующуюся социальную систему, интегрированную во все властно-экономические структуры и практически не подконтрольную правоохрани-тельным органам, более того, в социальный институт рос-сийского общества. Это значит, что она породила: 1) собст-венные, специфические для нее организации-«крыши»; 2) особые нормы теневого поведения (такие, как «рэкет», «накат», «откат» и т. п.); 3) особые социальные роли, за ко-торыми закреплено осуществление этих норм, и 4) особые социальные взаимоотношения между участниками преступ-ных сообществ, в которые они вступают при осуществлении 3*

тех или иных преступных операций, а также особые взаи-моотношения между криминалом и властью.

Главный процесс, свидетельствующий об институционали-зации преступной деятельности, - это ее все большее сраста-ние с властью. Этот процесс идет на всех уровнях - как на отдельных предприятиях и в фирмах в регионах страны, так и в высших органах законодательной (парламент) и исполни-тельной (правительство) власти. Это позволяет говорить о двух новых для России процессах, которые возникли в эпо-ху либерализации экономики: первый процесс - теневизация общества, т. е. все больший уход различных общественных структур в тень... и второй процесс - криминализация обще-ства, т. е. все большее усиление в нем роли преступных эле-ментов, связанных с теми или иными политическими, право-выми, экономическими и другими структурами общества.

Рывкина Р. Б. Драма перемен. - М., 2001. -С. 37-38.

IIIHI Вопросы и задания к источнику. 1) Что нового дает вам источ-ник по сравнению с учебным текстом? 2) Что означают в тексте до-кумента слова «уход в тень»? Как вы понимаете взятые в кавыч-ки слова: «крыши», «рэкет», «накат», «откат»? Почему автор использует их в социологическом исследовании? 3) Как вы думае-те, почему рыночные реформы в России сопровождались кримина-лизацией общества? 4) Какая информация в этом источнике под-тверждает особую опасность организованной преступности для общества и государства? 5) Какие меры вы считаете первоочеред-ными для борьбы с организованной преступностью? § 7. Социальные интересы и формы социального взаимодействия Вспомните: что такое социальное взаимодействие? Каковы виды со-циальных отношений? Что такое интерес? Что такое конфликт? Социальный интерес и социальное взаимодействие - предмет комплексного изучения разных социально-гумани-тарных наук. Так, социология исследует сущностные харак-теристики социального взаимодействия как родового поня-тия социальной науки, изучает его разновидности и прин-ципы регуляции, анализирует средства обмена, всеобщие виды и формы взаимодействий. Социальная психология рас-сматривает социальное взаимодействие как интерактивную сторону общения, обращая основное внимание на психо-логическое содержание, структуру и механизмы этого процесса.

СОЦИАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ

Как вы уже знаете, интерес представляет собой одну из форм направленности личности. Человека интересует то, что может удовлетворить его потребности. Социальные интере-сы - это одна из важных движущих сил деятельности лю-бого социального субъекта (личности, группы, какой-либо социальной общности, общества в целом). Они неразрывно связаны с потребностью данной общности. Напомним, что в отличие от потребностей, направленных в первую очередь на предмет удовлетворения, определенную совокупность мате-риальных и духовных благ, интересы человека, как прави-ло, направлены на те общественные условия, которые поз-воляют удовлетворить соответствующую потребность. К их числу можно отнести: социальные институты, учреждения, нормы взаимоотношений в обществе, от которых зависит распределение предметов, ценностей и благ (власть, голоса избирателей, территория, привилегии и др.). Социальность интересов обусловлена тем, что в них все-гда присутствует элемент сопоставления человека с челове-ком, одной социальной группы с другой. Таким образом, можно говорить о социальных интересах, т. е. интересах людей, составляющих какую-либо социальную общность (страту, этнос), тот или иной коллектив, объединение (поли-тическую партию, профессиональное объединение и т. п.). Набор специфических социальных интересов наряду с сово-купностью определенных прав и обязанностей - непремен-ный атрибут каждого социального статуса. В первую оче-редь эти социальные интересы направлены на то, чтобы сохранить или преобразовать те учреждения, порядки, соци-альные нормы, от которых зависит распределение благ, не-обходимых данной социальной группе. Поэтому различие интересов, так же как разница в уровне доходов, условиях труда и отдыха, уровне престижа и открывающихся пер-спективах продвижения в социальном пространстве, отно-сится к проявлениям социальной дифференциации. Социальный интерес лежит в основе любых форм состя-зательности, борьбы и сотрудничества между людьми. При-вычные, устоявшиеся интересы, признанные общественным мнением, не подлежат обсуждению, приобретая таким обра-зом статус законных интересов. Например, в многонацио-нальных государствах представители различных этнических групп заинтересованы в сохранении своего языка и своей культуры. Поэтому создаются школы и классы, в которых ведется изучение национального языка и литературы, от-крываются культурно-национальные общества. Любая по-пытка ущемления подобных интересов воспринимается как покушение на жизненные устои соответствующих социаль-

ных групп, общностей, государств. Исторический опыт сви-детельствует, что, как правило, ни одна из социальных групп не поступается своими интересами добровольно, на ос-нове нравственно-этических соображений или призывов к гуманизму, к учету интересов другой стороны, других групп или общностей. Наоборот, каждая из групп стремится к экс-пансии своих интересов, к закреплению достигнутого успе-ха и его развитию, как правило, за счет интересов других групп и общностей. (Проиллюстрируйте это положение при-мерами.)

Современный мир представляет собой сложнейшую сис-тему взаимодействия реальных социальных интересов. Воз-росла взаимозависимость всех народов и государств. На пер-вый план выступают интересы сохранения жизни на Земле, культуры и цивилизации. ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ К основным формам социальных взаимодействий относят сотрудничество и соперничество. (Вспомните, что вы знае-те о кооперации или конкуренции.) Сотрудничество предполагает участие в общем деле. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми: деловое партнерство, дружба, политический союз между партиями, государствами и др. Это основа объ-единения людей в организации или группы, проявления взаимопомощи и взаимоподдержки. Какие черты характеризуют этот тип социального взаи-модействия? Прежде всего, наличие общих социальных ин-тересов и деятельность в их защиту. Так, стремление удов-летворить свои интересы, завоевать власть или получить возможность участвовать в ее осуществлении приводит к об-разованию общественных и общественно-политических дви-жений, политических партий. При таком взаимодействии обе стороны, которые заинтересованы в выгодном характере своей совместной деятельности, имеют некую общую цель, определяющую характер и содержание этой деятельности. Сотрудничество часто предполагает компромисс. Каждая из сторон самостоятельно определяет, на какие уступки она го-това пойти во имя общего интереса. Пересечение и несовпадение интересов, связанных с ко-ренными вопросами социального бытия (материальные и иные ресурсы, доступ к власти и т. п.), нередко приводят к соперничеству участников социального взаимодействия. Как это проявляется в поведении людей? Они, как правило, стремятся превзойти друг друга, добиться определенного ус-пеха в реализации своих социальных интересов. Каждая сторона рассматривает другую, ее социальные позиции, дей-ствия как препятствие на пути достижения своей цели. Не

исключено, что между ними могут возникать отношения за-висти, неприязни, озлобления, сила проявления которых за-висит от формы соперничества.

Соперничество может принимать вид конкуренции и кон-фликта. (Вспомните, что такое конкуренция, какие виды конкурентной борьбы вам известны.) Подчеркнем, что при конкуренции соперники, как правило, стремятся опередить друг друга при достижении своих социальных интересов. Напомним, что конкуренция предполагает обязательное признание прав одной из сторон кем-то третьим. Конкурен-ция не всегда предполагает знание конкретного соперника. Например, конкурс при поступлении в вуз вызван тем, что претендентов на место гораздо больше, чем число предостав-ляемых вузом мест. Абитуриенты, как правило, не знают друг друга. Их действия направлены на то, чтобы добиться признания своих усилий кем-то третьим (в данном случае со стороны приемной комиссии), т. е. добиться предпочтения. Иными словами, конкуренция предполагает не прямое воз-действие на соперника (может быть, кроме конкуренции в таких видах спорта, как борьба и т. п.), а демонстрацию пе-ред третьим своих возможностей. Но в ряде случаев конкуренты могут пренебречь прави-лами и прибегнуть к прямому воздействию на другую сто-рону, чтобы оттеснить ее. В этом случае конкуренция пере-растает в конфликт. Соперники стремятся заставить друг друга отказаться от притязаний, навязать свою волю, изме-нить поведение другого и т. п. Конфликты давно стали неотъемлемой частью социаль-ной жизни общества, поэтому рассмотрим подробно такие вопросы, как причины возникновения социального кон-фликта, его основные стадии, типы и методы разрешения.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

В научной литературе существует множество определе-ний понятия «конфликт». (Вспомните, что вы уже узнали о конфликтах на уроках в основной школе и в 10 классе.) Об этом спорят Вопрос о сущности конфликта вызывает немало разно-гласий. Приведем мнения нескольких современных россий-ских ученых. А. Г. Здрав о мыс лов. «Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящи-ми ценностями и нормами, интересами и потребностями». Е. М. Бабосов. «Конфликт социальный есть предель-ный случай социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различ-

ными социальными общностями, направленной на достиже-ние экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение мнимого соперника и не позволяющей ему добиться реализации его интересов».

Ю. Г. Запрудский. «Социальный конфликт - это яв-ное или скрытое состояние противоборства объективно рас-ходящихся интересов, целей и тенденций развития социаль-ных субъектов... особая форма исторического движения к новому социальному единству». Что же объединяет эти мнения? Как правило, одна сторона обладает некими материаль-ными и нематериальными (прежде всего властью, прести-жем, авторитетом, информацией и т. д.) ценностями, другая их либо полностью лишена, либо имеет недостаточно. При этом не исключается, что преобладание может быть мни-мым, существующим лишь в воображении одной из сторон. Но если кто-либо из партнеров чувствует себя ущемленным в обладании чем-то из перечисленного выше, то возникает конфликтное состояние. Можно сказать, что социальный конфликт - это особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столк- новении их несовместимых взглядов, позиций и интересов; конфронтация социальных групп по поводу многообразных ресурсов жизнеобеспечения. В литературе высказываются две точки зрения: одна - о вреде социального конфликта, другая - о его пользе. По су-ти дела, речь идет о позитивных и негативных функциях конфликтов. Социальные конфликты могут привести как к дезинтегративным, так и к интегративным последствиям. Первые из этих последствий усиливают ожесточение, разру-шают нормальные партнерские отношения, отвлекают лю-дей от решения насущных проблем. Вторые помогают раз-решить проблемы, найти выход из сложившейся ситуации, усиливают сплоченность людей, позволяют им четче осо-знать свои интересы. Избежать конфликтных ситуаций практически невозможно, но вполне возможно добиться то-го, чтобы они решались цивилизованно. В обществе происходит множество разных социальных конфликтов. Они различаются своим масштабом, типом, со-ставом участников, причинами, целями и последствиями. Проблема типологии возникает во всех науках, имеющих место с множеством разнородных объектов. Наиболее проста и легко объяснима типология, основанная на выделении сфер проявления конфликта. По этому критерию выделяют экономические, политические, межнациональные, бытовые, культурные и социальные (в узком смысле) конфликты. По-

ясним, что к последним относят конфликты, проистекаю-щие из противоречий интересов в сфере труда, здравоохра-нения, социального обеспечения, образования; при всей сво-ей самостоятельности они тесно связаны с такими видами конфликтов, как экономический и политический.

Изменения общественных отношений в современной Рос-сии сопровождаются расширением сферы проявления кон-фликтов, поскольку в них вовлечены не только большие со-циальные группы, но и территории, как однородные в национальном отношении, так и населенные различными эт-носами. В свою очередь, межнациональные конфликты (о них вы узнаете позже) порождают территориальные, кон-фессиональные, миграционные и другие проблемы. Боль-шинство современных исследователей считают, что в соци-альных отношениях современного российского общества есть два вида скрытых конфликтов, которые еще недоста-точно четко проявились. Первый - конфликт наемных ра-ботников с собственниками средств производства. Это во многом связано с тем, что рабочим после полувека социаль-ной обеспеченности и всех прав в области социальной поли-тики и трудовых отношений, которыми они были наделены в советском обществе, трудно понять и принять свой новый статус наемного рабочего, вынужденного трудиться в усло-виях рынка. Другой - конфликт между бедным большинст-вом страны и богатым меньшинством, сопутствующий уско-ренному процессу социального расслоения. На развитие социального конфликта влияют многие ус-ловия. К их числу относят намерения участников конфлик-та (добиться компромисса или полностью устранить сопер-ника); отношение к средствам физического (в том числе вооруженного) насилия; уровень доверия между сторонами (насколько они готовы следовать определенным правилам взаимодействия); адекватность оценок конфликтующими сторонами истинного положения дел. Все социальные конфликты проходят три стадии: пред-конфликтную, непосредственно конфликтную и послеконф-ликтную. Рассмотрим конкретный пример. На одном предприятии из-за реальной угрозы банкротства предстояло сократить на четверть штат работников. Такая перспектива обеспокоила практически всех: сотрудники опасались увольнений, а ру-ководство должно было решить вопрос о том, кого уволь-нять. Когда откладывать решение уже не было возможнос-ти, администрация объявила список тех, кого должны были уволить в первую очередь. Со стороны кандидатов на уволь-нение последовали правомерные требования объяснить, почему увольняют именно их, стали поступать заявления в комиссию по трудовым спорам, а некоторые решили обра-

титься в суд. Улаживание конфликта заняло несколько ме-сяцев, предприятие продолжило работу с меньшим числом работников. Предконфликтная стадия - это период, в те-чение которого накапливаются противоречия (в данном случае вызванные необходимостью сократить штат сотруд-ников). Непосредственно конфликтная стадия - это со-вокупность определенных действий. Она характеризуется столкновением противоборствующих сторон (администра-ция - кандидаты на увольнение).

Наиболее открытой формой выражения социальных кон-фликтов могут быть разного рода массовые действия: предъ-явление требований к власти со стороны недовольных соци-альных групп; использование общественного мнения в поддержку своих требований или альтернативных про-грамм; прямые акции социального протеста. Формами выражения протеста могут быть митинги, де-монстрации, пикетирование, кампании гражданского непо-виновения, забастовки, голодовки и т. п. Организаторы ак-ций социального протеста должны четко сознавать, какие конкретные задачи можно решить с помощью той или иной акции и на какую общественную поддержку они могут рас-считывать. Так, лозунг, являющийся достаточным для организации пикетирования, вряд ли может быть использо-ван для организации кампании гражданского неповинове-ния. (Какие исторические примеры подобных акций вам из-вестны?) Для успешного разрешения социального конфликта необ-ходимо своевременно определить его истинные причины. Противоборствующие стороны должны быть заинтересованы в совместном поиске путей устранения причин, породивших их соперничество. На послеконфликтной стадии принима-ются меры для окончательного устранения противоречий (в рассматриваемом примере - увольнение сотрудников, по возможности снятие социально-психологической напряжен-ности во взаимоотношениях администрации и оставшихся работников, поиск оптимальных путей избежания такой си-туации в будущем). Разрешение конфликта может быть частичным или пол-ным. Полное разрешение означает прекращение конфликта, кардинальное изменение всей конфликтной ситуации. При этом происходит своего рода психологическая перестройка: «образ врага» трансформируется в «образ партнера», уста-новка на борьбу сменяется установкой на сотрудничество. Главный недостаток частичного разрешения конфликта со-стоит в том, что изменяется только его внешняя форма, но сохраняются причины, породившие противоборство. Рассмотрим некоторые наиболее распространенные мето-ды разрешения конфликта.

Метод избегания конфликтов означает уход или угрозу ухода, заключается в избегании встреч с противником. Но избегание конфликта не означает его ликвидацию, потому что осталась его причина. Метод переговоров предполагает, что стороны обмениваются мнениями. Это поможет снизить остроту конфликта, понять доводы соперника, объективно оценить как истинное соотношение сил, так и саму возмож-ность примирения. Переговоры позволяют рассмотреть аль-тернативные ситуации, добиться взаимопонимания, прийти к согласию, консенсусу, открыть путь к сотрудничеству. Ме- тод использования посредничества выражается в следую-щем: противоборствующие стороны прибегают к услуге по-средников (общественных организаций, частных лиц и т. п.). Какие условия необходимы для успешного разрешения конфликта? Прежде всего, необходимо своевременно и точ-но определить его причины; выявить объективно существу-ющие противоречия, интересы, цели. Участники конфликта должны освободиться от недоверия друг к другу и тем са-мым стать участниками переговоров, чтобы гласно и дока-зательно отстаивать свои позиции и сознательно создавать атмосферу публичного обмена мнениями. Без такой обоюд-ной заинтересованности сторон в преодолении противоре-чий, взаимного признания интересов каждой из них совме-стный поиск путей преодоления конфликта практически невозможен. Все участники переговоров должны проявлять склонность к консенсусу, т. е. к согласию.

ШШ Основные понятия: социальный интерес, социальное вза-имодействие, конкуренция, социальное сотрудничество, со-циальный конфликт, пути разрешения социального кон-фликта. ШИТермины: соперничество, стадии социального конфликта. Проверьте себя 1) Раскройте содержание понятия «социальный интерес».
    Назовите основные формы социальных взаимодействий. Перечислите признаки, характеризующие социальное со-
    трудничество. 4) Дайте характеристику соперничества как
    формы социального взаимодействия. 5) Что является общей
    причиной социальных конфликтов? 6) Каковы основные ста-
    дии социального конфликта? 7) К каким последствиям при-
    водят социальные конфликты? 8) Назовите основные мето-
    ды разрешения конфликта и проиллюстрируйте каждый из
    них соответствующим примером.
Подумайте, обсудите, сделайте 1. В ходе мировой истории интересы редко выступали в чистом виде. Они, как правило, облекались в те или иные идеологические и нравственно-этические «одежды», с помо-

щью которых частный интерес приобретал вид интереса об-щего или даже всеобщего. Решающую роль в этом процессе «генерализации» частного интереса играет идеология. При-ведите несколько примеров из истории.

    Подумайте, какие социальные интересы могут быть у:
    а) жителей микрорайона; б) работников фабрики; в) уча-
    щихся класса. Работники предприятия, представленные инициатив-
    ной группой, официально уведомили администрацию, что
    если она к определенному сроку не обеспечит погашения за-
    долженности по заработной плате, то персонал прекратит
    работу, объявит забастовку. Является ли данная ситуация
    конфликтом? Ответ поясните. К юбилею фирмы сотрудникам выписывали премии.
    Некто А. узнал, что получил меньше, чем другие. Он всту-
    пил в ссору с начальником.
Отметим, что в этом учреждении порядок поощрения со-трудников не был оформлен документально. Решения руко-водства нередко вызывали недовольство. Охарактеризуйте основные стадии развития этой конфликтной ситуации. В чем причина возникновения конфликта? При каких услови-ях его можно было бы избежать? Каким способом его мож-но разрешить? 5. Сотрудники конструкторского бюро выполняли работу
по договору. Когда работа была оплачена, между сотрудни-
ками возник спор о том, как распределить деньги. По мне-
нию К., руководитель группы распределил деньги неспра-
ведливо. Но К. решил промолчать. Можно ли рассматривать
этот конфликт как социальный? Свой ответ аргументируй-
те. Как называется такой способ поведения в конфликте?
В чем недостатки этого способа? Назовите другие способы. Поработайте с источником Прочтите фрагмент из работы немецкого социолога Р. Дарендорфа (род. в 1938 г.). Регулирование социальных конфликтов является решаю-щим условием уменьшения насильственности почти всех ви-дов конфликтов. Конфликты не исчезают посредством их разрешения; они не обязательно становятся сразу менее ин-тенсивными, но в такой мере, в которой удается регулиро-вать, они становятся контролируемыми, и их творческая си-ла ставится на службу постепенному развитию социальных структур...
Учебник

1. В следующем году Чехову довелось увидет…cя с Толстым очароваться им поз нее писать о нем восторже ые письма и бояться его смерти как самой страшной б ды для русской жизни и литературы (М.

  • Программа по физике Для 10 11 классов общеобразовательных учреждений

    Программа

    Программа составлена на основе программы автора Г. Я. Мякишева (см.: Программы общеобразовательных учреждений: Физика, Астрономия: 7 – 11 кл. / Сост. Ю.

  • Социальный интерес

    Еще одна концепция, имеющая решающее значение в индивидуальной психологии Адлера - это социальный интерес. Концепция социального интереса отражает стойкое убеждение Адлера в том, что мы, люди, являемся социальными созданиями, и если мы хотим глубже понять себя, то должны рассматривать наши отношения с другими людьми и, еще более широко, - социально-культурный контекст, в котором мы живем. Но даже в большей степени данная концепция отражает принципиальные, хотя и постепенные изменения во взглядах Адлера на то, что же представляет собой огромная направляющая сила, лежащая в основе всех человеческих стремлений.

    В самом начале своего научного пути Адлер полагал, что люди мотивированы ненасытной жаждой личной власти и потребностью доминировать над другими. В частности, он считал, что людей толкает вперед потребность преодолевать глубоко укоренившееся чувство неполноценности и стремление к превосходству. Эти взгляды встретили широкий протест. Действительно, Адлера много критиковали за то, что он делает упор на эгоистических мотивах, игнорируя социальные. Многие критики считали, что позиция Адлера в вопросе мотивации представляет собой не более чем замаскированную версию доктрины Дарвина о том, что выживает сильнейший. Однако позднее, когда теоретическая система Адлера получила дальнейшее развитие, в ней было учтено, что люди в значительной степени мотивированы социальными побуждениями. А именно, людей побуждает к тем или иным действиям врожденный социальный инстинкт, который заставляет их отказываться от эгоистичных целей ради целей сообщества. Суть этого взгляда, нашедшего свое выражение в концепции социального интереса, состоит в том, что люди подчиняют свои личные потребности делу социальной пользы. Выражение "социальный интерес" происходит от немецкого неологизма Gemeinschaftsgefuhl - термина, значение которого невозможно полностью передать на другом языке одним словом или фразой. Это означает что-то вроде "социального чувства", "чувства общности" или "чувства солидарности". Оно также включает в себя значение членства в человеческом сообществе, то есть чувство отождествления с человечеством и сходства с каждым представителем человеческой расы.

    1. Субсоциальные объекты - неодушевленные предметы, ситуации или виды деятельности (наука, искусство и т. п.). Проявляемый к ним интерес никак не связан с собственным "Я" индивида. Способность к такой идущей изнутри заинтересованности выступает фундаментом будущего вклада индивида в развитие человечества. Но внесет человек такой вклад или нет, в значительной степени зависит от развития направленности на вторую категорию объектов.

    2. Социальные объекты включают в себя все живое. Социальный интерес здесь проявляется как способность ценить жизнь и принять точку зрения другого. При этом интерес к собственно социальным объектам приходит позже, чем интерес к субсоциальным объектам, поэтому можно говорить о соответствующих стадиях развития социального интереса. Так, например, на субсоциальной стадии ребенок может с интересом играть с котятами и при этом мучить их, причинять им боль. На социальной стадии он уже более уважительно и трепетно относится к жизни.

    3. Супрасоциальные объекты - это как живые, так и неживые объекты. Социальный интерес здесь означает полный выход за пределы самого себя и единство со всей полнотой мира, это "космическое чувство и отражение общности всего космоса и жизни в нас", "тесный союз с жизнью как целым".

    Процесс социального интереса может быть направлен на объекты троякого рода.

    Таблица 3.1. Чувства, мысли и характеристики повеления человека, отражающие развитость у него социального интереса

    Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными. Поскольку каждый человек обладает им в некоторой степени, он является социальным созданием по своей природе, а не в результате образования привычки. Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали. Он воспитуем и дает результаты благодаря соответствующему руководству и тренировке.

    Социальный интерес развивается в социальном окружении. Другие люди - прежде всего мать, а затем остальные члены семьи - способствуют процессу его развития. Однако именно мать, контакт с которой является первым в жизни ребенка и оказывает на него наибольшее влияние, прилагает огромные усилия к развитию социального интереса. По сути, Адлер рассматривает материнский вклад в воспитание как двойной труд: поощрение формирования зрелого социального интереса и помощь в направлении его за пределы сферы материнского влияния. Обе функции осуществлять нелегко, и на них всегда в той или иной степени влияет то, как ребенок объясняет поведение матери.

    Так как социальный интерес возникает в отношениях ребенка с матерью, ее задача состоит в том, чтобы воспитывать в ребенке чувство сотрудничества, стремление к установлению взаимосвязей и товарищеских отношений - качеств, которые Адлер считал тесно переплетенными. В идеале мать проявляет истинную любовь к своему ребенку - любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на собственном материнском тщеславии. Эта здоровая любовь проистекает из настоящей заботы о людях и дает возможность матери воспитывать у своего ребенка социальный интерес. Ее нежность к мужу, к другим детям и людям в целом служит ролевой моделью для ребенка, который усваивает благодаря этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи.

    Многие установки, сформированные в процессе материнского воспитания, могут также и подавлять у ребенка чувство социального интереса. Если, например, мать сосредоточена исключительно на своих детях, она не сможет научить их переносить социальный интерес на других людей. Если же она предпочитает исключительно своего мужа, избегает детей и общества, ее дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся неосуществленными. Любое поведение, укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству.

    Адлер рассматривал отца как второй по важности источник влияния на развитие у ребенка социального интереса. Во-первых, у отца должна быть позитивная установка по отношению к жене, работе и обществу. Вдобавок к этому, его сформированный социальный интерес должен проявляться в отношениях с детьми. По Адлеру, идеальный отец тот, кто относится к своим детям как к равным и принимает активное участие, наряду с женой, в их воспитании. Отец должен избегать двух ошибок: эмоциональной отгороженности и родительского авторитаризма, имеющих, как ни странно, одинаковые последствия. Дети, чувствующие отчужденность родителей, обычно преследуют скорее цель достижения личного превосходства, чем превосходства, основанного на социальном интересе. Родительский авторитаризм также приводит к дефектному стилю жизни. Дети деспотичных отцов тоже научаются бороться за власть и личное, а не социальное превосходство.

    Наконец, согласно Адлеру, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства оказывают отношения между отцом и матерью. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно детям, они страдают, поскольку чрезмерная опека гасит социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают играть с одним из родителей против другого. В этой игре в конце концов проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви.

    Согласно Адлеру, выраженность социального интереса оказывается удобным критерием оценки психического здоровья индивидуума. Он ссылался на него, как на "барометр нормальности" - показатель, который можно использовать при оценке качества жизни человека. То есть, с позиции Адлера, наши жизни ценны только в той степени, в какой мы способствуем повышению ценности жизни других людей. Нормальные, здоровые люди по-настоящему беспокоятся о других; их стремление к превосходству социально позитивно и включает в себя стремление к благополучию всех людей. Хотя они понимают, что не все в этом мире правильно устроено, они берут на себя задачу улучшения участи человечества. Короче говоря, они знают, что их собственная жизнь не представляет абсолютной ценности, пока они не посвятят ее своим современникам и даже тем, кто еще не родился.

    У плохо приспособленных людей, напротив, социальный интерес выражен недостаточно. Как мы увидим далее, они эгоцентричны, борются за личное превосходство и главенство над другими, у них нет социальных целей. Каждый из них живет жизнью, имеющей лишь личное значение - они поглощены своими интересами и самозащитой.

    1

    Статья содержит характеристику понятия «социальный интерес». Авторы определяют социальный интерес как интегративное качество личности, выражающееся в направленности внимания на потребности и чувства других людей и создании условий для их развития и самореализации. Выявлены психологические корреляты социального интереса. Положительные: социально-перцептивная установка; эмоциональный отклик, интуитивный канал эмпатии, эмоциональный канал эмпатии, идентификация, проникающая способность в эмпатии, альтруизм, мотивация помощи. Отрицательные: отчуждение, завуалированная жесткость по отношению к людям, обоснованный негативизм. Предложены структурные компоненты социального интереса и их содержание: когнитивный, эмоционально-регулятивный, коммуникативно-поведенческий, мотивационно-ценностный. Авторами разработана и реализована программа социально-психологического тренинга, направленного на формирование социального интереса у студентов – будущих психологов. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости и возможности формирования социального интереса и обусловливающих его качеств у студентов – будущих психологов в процессе специально организованных занятий.

    социальный интерес

    социальный интерес психолога

    отчуждение

    альтруизм

    1. Адлер А. Понять природу человека / пер. Е.А. Цыпина. – СПб.: Академический проект, 1997. - 256 с.

    2. Бондаренко О.Р., Лукан У. Индивидуальная психология и Гуманистическая психология. Созвучия и расхождения между психотерапевтическими подходами Альфреда Адлера и Карла Роджерса // Консультативная психология и психотерапия. – М., 2010. – С. 175–190.

    3. Молоканов М.Б. Двухмерное пространство моделей коммуникативного взаимодействия // Вопросы психологии. – 1995. – № 5. – С. 51–60.

    4. Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг в концепции Альфреда Адлера. – СПб.: Речь, 2002. – 347 с.

    5. Управление персоналом. Словарь. Эмпатия [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://psyfactor.org/personal25.htm.

    6. Adler A. Kurze Bemerkungenuber Vernunft, Intelligenz und Schwachsinn. Internationale Zeitschrift fur Individualpsychologie, 6, 1928. – С. 267–272.

    Содержание жизни человека во многом определяется его взаимоотношениями с другими людьми, качество которых, начиная с определенного периода, обусловливается свойственными ему психологическими особенностями, включающими в том числе и его собственное отношение к другим, которое может быть как позитивным (доброжелательным, понимающим, эмпатийным, поддерживающим), так и негативным (недоброжелательным, агрессивным, игнорирующим). Особое значение отношению к другим людям придается в работе психолога.

    Успешное оказание психологической помощи невозможно без проявления искреннего интереса к личности клиента и его проблеме. Необходимость обеспечить психологический комфорт клиенту, развить его готовность и способность не создавать себе проблем, а также, в случае необходимости, находить самостоятельное решение предполагает особый тип отношения к клиенту со стороны психолога, направленный на актуализацию ресурсов и личностный рост клиента.

    В этой связи в нашей работе уделяется особое внимание исследованию такого качества, как «социальный интерес».

    Авторство термина «социальный интерес» принадлежит австрийскому психологу Альфреду Адлеру , использовавшему немецкое понятие «Gemeinschaftsgefuhl», которое в переводе на русский язык означает «дух солидарности, общности»; «чувство солидарности». Первоначально термин был переведен на английский язык как «socialinterest», а затем перешел в русские реферативные журналы.

    Давая собственную характеристику социального интереса, А. Адлер отмечает следующее: «Когда мы говорим, что это чувство, мы, конечно, имеем на это право. Но это больше, чем чувство, это форма жизни… Я не могу дать ему совершенно однозначное определение, но у одного английского автора я нашел высказывание, которое точно выражает то, чем мы могли бы дополнить наше объяснение: «видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого». Мне кажется, что пока это допустимое определение того, что мы называем чувством общности» . Адлер придавал терапевтическое значение данному чувству, отмечая, что необходимо способствовать получению пациентом опыта контакта с другим человеком и дать ему, таким образом, возможность перенести пробужденное чувство общности на других. Он также называл социальный интерес признаком психического здоровья, выступающим основой интеграции человека в общество и устранения чувства неполноценности.

    На значимость социального интереса в работе психолога указывают и многие другие авторы. Так, согласно М.Б. Молоканову , интерес к другому выступает как базисный фактор для оценки эффективности общения психолога и его профессиональной успешности. При высоком уровне социального интереса общение психолога с клиентом строится на основе внутреннего состояния клиента, его субъективного восприятия себя и своего состояния. При невыраженном интересе общение строится на внешней картине состояния, без учета переживаний клиента.

    В нашей работе под социальным интересом понимается интегративное качество личности, выражающееся в направленности внимания на потребности и чувства других людей и создании условий для их развития и самореализации.

    Соответственно, социальный интерес психолога выступает как интегративное качество его личности, выражающееся в направленности внимания на потребности и чувства клиента и создании психологических условий для его развития и самореализации.

    В отличие от эмпатии, которая, в частности, определяется как «понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир» , социальный интерес рассматривается нами как форма направленности личности, как ее жизненная установка, обусловливающая готовность и желание человека к конструктивному и продуктивному взаимодействию с другими людьми на благо их и всего общества.

    Проявление социального интереса предполагает сформированность у психолога определенных качеств и свойств его личности. В этой связи нами было проведено эмпирическое исследование, в ходе которого использовались следующие диагностические методики: «Диагностика уровня эмпатии» (автор В.В. Бойко), «Определение деструктивных установок в межличностных отношениях» (автор В.В. Бойко), «Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (автор О.Ф. Потемкина), «Методика диагностики социально-перцептивной установки личности по отношению к другим людям» (авторы Т.Д. Дубовицкая, Г.Ф. Тулитбаева), «Мотивация помощи» (автор С.К. Нартова-Бочавер), «Шкала эмоционального отклика» (авторы А. Меграбян, Н. Эпштейн), «Субъективная оценка межличностных отношений» (автор С.В. Духновский).

    Для диагностики социального интереса использовалась методика Дж. Кренделла «Шкала социального интереса» . Методика содержит 24 пары личностных качеств, 9 из которых - буферные. Согласно инструкции испытуемые из каждой пары выбирают качество, которым предпочли бы обладать, как собственной характеристикой. Пары подобраны таким образом, что одно качество соответствует индивидуалистическим стремлениям человека, а другое носит социально ориентированный характер (например, быть «энергичным» или «способным сотрудничать»; «заслуживающим доверие» или «умудренным опытом»).

    В качестве испытуемых выступили студенты второго и третьего курсов факультета психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы в количестве 120 человек (110 женского и 10 мужского пола), в возрасте от 18 до 20 лет.

    Проведенный корреляционный анализ показал, что социальный интерес положительно коррелирует со шкалами: социально-перцептивная установка (rxy = 0,485; р < 0,001); эмоциональный отклик (rxy = 0,542; р < 0,001), интуитивный канал эмпатии (rxy = 0,317; р < 0,001), эмоциональный канал эмпатии (rxy = 0,213; р < 0,02), идентификация (rxy = 0,373; р < 0,001), проникающая способность в эмпатии (rxy = 0,354; р < 0,001), альтруизм (rxy = 0,467; р < 0,001), мотивация помощи (rxy = 0,649; р < 0,001).

    Полученные результаты свидетельствуют о том, что проявление социального интереса характеризуется способностью сопереживать другому человеку, чувствовать то, что чувствует другой, переживать те же эмоциональные состояния, идентифицировать себя с ним, ориентацией на альтруистические ценности (возможно, в ущерб себе), эмоциональную поддержку и оказание помощи.

    Отрицательные корреляции выявлены по следующим шкалам: отчуждение (rxy = -0,614; р < 0,001), завуалированная жесткость по отношению к людям (rxy = -0,334; р < 0,001), обоснованный негативизм (rxy = -0,216; р < 0,02).

    То есть в случае низкой выраженности социального интереса субъекту свойственно стремление дистанцироваться от других, в отношениях имеет место отсутствие доверия, понимания, близости; человек осторожен в установлении доверительных отношений, возможны переживания одиночества, изолированности; проявляется готовность и стремление видеть прежде всего негативное в других людях (зависть, неблагодарность, корысть и др.).

    Проведенное эмпирическое исследование позволило также выявить следующее: низкий показатель социального интереса имеют 29,0 % испытуемых, средний показатель - 36,6 %, высокий показатель - 34,4 %. Хотя средние арифметические показатели социального интереса у лиц женского пола несколько выше, чем у лиц мужского пола (7,24 и 6,63 балла соответственно), но эти различия не являются статистически значимыми.

    Результаты исследования свидетельствуют, с одной стороны, о значимости социального интереса для успешного оказания психологической помощи клиентам, а с другой - о недостаточной выраженности данного качества у студентов - будущих психологов и необходимости его целенаправленного формирования в ходе специально организованных занятий.

    В этой связи нами был разработан спецкурс, целью которого явилось формирование у студентов-психологов социального интереса и соответствующих ему качеств и черт личности. При этом мы опирались на точку зрения А. Адлера, который отмечал, что «чувство общности не врожденное, а есть только врожденная возможность, которую нужно развивать сознательно» [цит. по 2, с. 185]. Согласно А. Адлеру, развитие социального интереса происходит в социуме. Особую роль в этом процессе играет воспитание. Переживания и чувства в период раннего детства могут способствовать или препятствовать развитию социального интереса, в случае последнего формируются асоциальные формы поведения человека.

    Для целенаправленного формирования социального интереса у студентов - будущих психологов нами была разработана его структура, включающая следующие компоненты:

    1) когнитивный - включает позитивную социально-перцептивную установку личности по отношению к другим людям;

    2) эмоционально-регулятивный - способность к эмпатии и саморегуляции своего эмоционального состояния;

    3) коммуникативно-поведенческий - коммуникативная компетентность, ассертивность;

    4) мотивационно-ценностный - осознание и принятие ценности позитивных взаимоотношений, стремление помогать другим людям, направленность на развитие личности клиента.

    Занятия со студентами проводились в форме социально-психологического тренинга заявленных черт и качеств личности и включали: анализ кейсов, деловые и ролевые игры, дискуссии и специальные упражнения. В качестве экспериментальной группы выступило 54 студента; в качестве контрольной группы - 66 студентов факультета психологии Башкирского государственного педагогического университета им М. Акмуллы.

    В качестве психологических механизмов формирования социального интереса выступили: осознание ценности социального интереса как для общества, так и для личности, рефлексия, целеполагание, интериоризация-экстериоризация, идентификация, подражание, аттракция. Занятия проходили один раз в неделю по 2 часа (всего 42 часа), студенты также выполняли домашние задания и при необходимости могли обратиться за индивидуальной консультацией к психологу, проводившему занятия. Для определения значимости различий использовался U-критерий Манна - Уитни.

    Сравнительный анализ динамики средних арифметических показателей социального интереса показал, что уровень социального интереса у студентов экспериментальной группы значимо вырос с 7,2 баллов (констатирующий этап) до 9,1 балла (контрольный этап) (Uэмп = 925, при р ≤ 0,01). В контрольной группе данный показатель даже уменьшился, но незначительно (был 7,15 баллов, стал 7,03 балла).

    У студентов экспериментальной группы также значимо увеличились средние арифметические показатели по следующим шкалам: социально-перцептивная установка личности по отношению к другим людям (Uэмп = 823, при р ≤ 0,00), активность, связанная с бескорыстной заботой о других (Uэмп = 739, при р ≤ 0,00), эмоциональный отклик (Uэмп = 924, при р ≤ 0,001), рациональный канал эмпатии (Uэмп = 954, при р ≤ 0,002), эмоциональный канал эмпатии (Uэмп = 1067, при р ≤ 0,014), идентификация (Uэмп = 951, при р ≤ 0,001), умение управлять эмоциями (Uэмп = 1114, при р ≤ 0,029), проникающая способность в эмпатии (Uэмп = 767, при р ≤ 0,00), интуитивный канал эмпатии (Uэмп = 898, при р ≤ 0,00). То есть студенты экспериментальной группы стали в большей мере проявлять интерес и внимание к другим людям, позитивно относиться к ним, проявлять отзывчивость, оказывать эмоциональную поддержку, находить индивидуальный подход, стремиться приносить пользу; увеличилось количество студентов, ориентированных на создание атмосферы открытости, доверительности, задушевности.

    Таким образом, проведенное нами исследование показало возможность формирования социального интереса и обусловливающих его качеств у студентов - будущих психологов в процессе специально организованных занятий. Несомненно, что данное качество является значимым для всех, кто работает с людьми, в том числе для учителей, воспитателей, врачей, менеджеров по персоналу и др. Сформированность социального интереса у данной категории работников может служить профилактикой профессионального выгорания и профессиональной деформации. Интерес к людям, отзывчивость и возможность оказать им психологическую поддержку замечаются окружающими, вызывают у них ответное позитивное отношение, которое они с готовностью выражают. Целенаправленное развитие данного качества позволит, на наш взгляд, сформировать социально активных, социально ответственных и гуманистически ориентированных граждан.

    Рецензенты:

    Кудашев А.Р., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой менеджмента, ГБОУ ВПО «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан», г. Уфа;

    Фатыхова Р.М., д.п.н., к.псх.н., профессор кафедры психологии, зав. кафедрой психологии, ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет им. М. Акмуллы», г. Уфа.

    Работа поступила в редакцию 18.11.2014.

    Библиографическая ссылка

    Дубовицкая Т.Д., Тулитбаева Г.Ф. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ДИАГНОСТИКА, РАЗВИТИЕ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11-10. – С. 2276-2279;
    URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35934 (дата обращения: 30.03.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
    2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.