Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный технологический университет им. В.Г.Шухова

Текст

Родион Данилов

Последний звонок отзвенел 23 мая, в ближайшие месяцы будущие студенты готовятся к поступлению. Мы выбрали 15 мировых вузов, связанных с творческими индустриями, куда можно было бы поступить только за их фирменный стиль.


Kendall College of Art
and Design

Гранд-Рапидс, Мичиган, США

Дата основания колледжа: 1928

О логотипе: Левая часть генеративного логотипа это стилизованные каракули, а правая - строгая аббревиатура. 10–12 закорючек представляют различные направления колледжа. Первую версию логотипа в 1988 году придумал профессор графического дизайна Рон Риксен, а за улучшение эмблемы взялось агентство Grey Matter Group в коллаборации со студентами, профессорами и выпускниками Кендэлла.





Aalto University

Хельсинки, Финляндия

Дата основания университета: 2010

О логотипе: Сложно поверить, но логотип, который мы видим, был выбран в ходе открытого конкурса, в котором могли участвовать студенты, сотрудники института и выпускники. Победил генеративный логотип выпускника Университета дизайна и искусства в Хельсинки Расмуса Снэбба , в который можно вставлять знаки вопроса, запятые, кавычки и амперсанды. Снэбб объяснил своё решение таким образом: «Что определяет имидж учебного заведения? Дискуссии, оценки, изменения».

Об университете: Kак отреагирует общественность, если три вуза решат объединиться «ради одной цели». Скорее всего, скептически. Так и случилось, когда Хельсинская школа экономики, Университет дизайна и искусства в Хельсинки и Университет технологий решили превратиться в одну институцию под названием Aalto University . Основной целью вуза стало «переизобретение» образования в Европе, у них вроде как получилось.











THNK, The Amsterdam School of Creative Leadership

Амстердам, Нидерланды

Дата основания школы: 2012

О логотипе: Голландское агентство Lava использовало «недостающую» i из названия школы THNK и построило всю айдентику на этой букве. Из элемента, разработанного агентством, сконструированы буквы логотипа, из него легко получается буква О, и просто создаются иллюстрации для различных печатных материалов и интернета. За элементом стоит и корпоративная философия бренда, утверждающая, что в одиночку сделать сегодня ничего нельзя.




MUD Dance Center

Л’Акуила, Италия

Дата основания школы: 2013

О логотипе: До невозможности модный логотип с двумя асинхронно летящими вверх точками, скорее всего, изображающими танцоров, дополняется сайтом и фотографиями, которые можно сразу печатать на постеры. Создатели фирменного стиля - Гиудитта и Аугусто, сооснователи дизайн-бюро The Clocksmiths .

О школе: Аббревиатура итальянской танцевальной школы MUD расшифровывается как Making Upward Dance . Всё, как и в других танцевальных школах: танец живота, хип-хоп, танго и многое другое. Но в какой оболочке.

















Let’s Move! Active Schools

Дата основания проекта: 2013

О логотипе: Очень американский и энергичный фирменный стиль и генеративный логотип, в котором к мотивирующему Let’s можно добавить что угодно спортивное, весёлое и здоровое. Целью Wolff Olins было создать логотип проекта, который не учит детей, а вовлекает их.

О проекте: Да, никто из читателей сюда поступить не сможет, но мы позволим себе такое исключение. Проект Let’s Move! Active Schools - совсем не школа, но с образованием связан напрямую. В 2010 году Мишель Обама запустила кампанию по увеличению активностей в школах, чтобы дети и родители задумались о здоровом питании и занятиях спортом, которые не мешают основному обучению. Через два года к жене президента присоединилась компания Nike, а в 2013-м всё это выросло в большой образовательный проект о новом подходе к здоровью в школах.




University of the Arts London

Лондон, Великобритания

Дата основания университета: 1986

О школе: Второй по величине вуз в Ганновере разделён на шесть факультетов: электрическая инженерия и информационные технологии, механический и биоинженеринг, медиа, информация и дизайн, бизнес и компьютерные науки, и здоровье и работа в социальных структурах.




Design Academy Eindhoven

Эйндховен, Нидерланды

Дата основания академии: 1947

О логотипе: Знак, созданный The Stone Twins , представляет собой три полоски из буквы E (Eindhoven), которые бесконечно дополняются фразами из трёх слов. Это может быть скучноватое, но обязательное Design Academy Eindhoven , а может и любой лозунг, который придумает студент или профессор: Kiss the Future, Dare to Dream, Nothing is True, вариантов великое множество. Наверное, один из самых удачных логотипов вуза для учащегося, который мечтает самоутвердиться любым возможным способом.

Об академии: Одно из самых престижных нидерландских учебных заведений. Три важные составляющие академии: 1. Все курсы, мастерские и департаменты - автономны. Это значит, что каждую часть академии представляют профессионалы со своими методиками. 2. Все профессора параллельно работают в известных компаниях, поэтому студенты учатся реальным навыкам и вещам, которые представляют дух времени. 3. В центре образования человек, а дизайн - это сервис для всего общества.



The Cooper Union for the Advancement of Science
and Art

Нью-Йорк, США

Дата основания колледжа: 1859

О логотипе: К своему 150-летию в 2009 году Cooper Union не только открыл новое здание, но и сделал ребрендинг силами Doyle Partners . Прошлый логотип представлял собой спираль Фибоначчи, новый же - прямоугольный параллелепипед с разноцветными гранями.

О колледже: В 1830 году американский промышленник и филантроп Питер Купер вдохновился знаменитой французской Политехнической школой для подготовки инженеров, основанной учёными Гаспаром Монжем и Лазаром Карно в 1794 году, и перенёс опыт на американский континент, открыв частный колледж Cooper Union. Сегодня это один из самых престижных колледжей в Нью-Йорке, да и во всей стране, откуда вышло большое количество знаменитых дизайнеров.







OCAD University

Торонто, Канада

Дата основания университета: 1876

О логотипе: Сайт Fast Company назвал фирменный стиль OCAD University , созданный Bruce Mau Design , одним из лучших брендов 2011 года. Не зря, OCAD University Design продолжает традицию генеративных логотипов Academy Eindhoven и Croydon School of Art, о которых мы писали выше, с оригинальным изяществом: в квадрат можно вписать фотографию, картину, букву, в общем, что угодно. Логотип меняется каждый год группой выпускников. Кроме того, геометрия логотипа рифмуется с текстурой футуристичного здания университета.

Об университете: Самая большая арт- и дизайн-институция Канады до 2007 года имела статус колледжа, но при перемене названия аббревиатуру OCAD оставили. За здание университета (будто бы из научно-фантастического блокбастера) ответственны Alsop Architects.








Royal Conservatoire of Scotland

Глазго, Шотландия

Дата основания консерватории: 1968 (1847)

О логотипе: Кто-то разглядит в полосках аббревиатуры RCS старорусский шрифт, кто-то - логотип Массачусетского института технологий. Студия Stand , которая занимается айдентикой по всей Англии, объясняет полоски так: «Нам нужно было найти константу, визуальный линк между дисциплинами, которые изучаются в консерватории. Связь была найдена в таких программах, как: Logic, Final Cut Pro и GarageBand, использующих дорожки для отображения информации». Так Stand объединили все курсы, которые есть в консерватории, представив метафору главных инструментов, которые сегодня используют музыканты, кинематографисты и дизайнеры. Логотип является и аббревиатурой, и полноценным знаком.

О консерватории: Национальный центр профессионального образования в области искусства - так называют Консерваторию шотландцы. Корни образовательного учреждения уходят в 1847 год.






Среди сотен тысяч областей, регионов, городов и поселков, предприятий и организаций лишь немногие удостоены чести получить из рук Президентской власти официальные государственные символы. А Герб и Флаг Уральского горного университета в 2004 году занесены в Государственный реестр гербов и флагов под №179 и №180.

Геральдическое описание Герба университета гласит: «В черном щите – золотая вогнутая остриём и ограниченная зубцами в виде беличьих шкурок глава, под которой – российская императорская корона естественного вида с лазоревыми лентами и серебряными положенными накрест молотом и киркой; концы ленты обвивают рукояти».

Окрашенная чёрным площадь щита, ограниченная вверху золотой главой стилизованно воспроизводит гору, усаженную стилизованными же елями (как символ именно Уральских гор). Чёрный и золото – отраслевые цвета горняков: такова была расцветка петлиц и мундиров инженеров Горного ведомства в предреволюционную эпоху. Ломаная линия, отделяющая золото от чёрного, имеет зубчатый контур. По замыслу реформатора русской геральдики Б.В. Кене чёрные и золотые зубцы символизируют горнорудную (добывающую) и металлургическую специализацию Екатеринбурга.

Императорская корона с выходящими из неё двумя лазоревыми лентами ордена Андрея Первозванного указывает на императорское покровительство, предоставленное институту.

Текст девиза заимствован из библейского послания Св. апостола Павла: «Ищите горнего,… о горнем помышляйте, а не о земном» (Колоссянам, 3:1,2), где «о горнем» означает «о высоком».

Скрещенные молот и кирка – эмблема Горного ведомства, именно в таком виде (серебро на чёрном) она воспроизводилась на ведомственных мундирах в момент учреждения Горного института.

Флаг университета представляет собой прямоугольное полотнище, воспроизводящее символику Герба вуза, ширина и длина которого соотносятся как 2:3.

Государственный геральдический совет при Президенте Российской Федерации утвердил Герб и Флаг УГГУ, придав новый государственный статус высшим символам нашего университета.

История рождения Гимна

Долгое время университет не имел своего общепризнанного Гимна. О Горном много слагалось стихов и песен, но той единственно главной, прославляющей университет песни так и не находилось. С инициативой, как это часто бывает, выступил ректор Николай Петрович Косарев. По его просьбе почетный выпускник УГГУ Лев Дмитриевич Зонов, известный в Екатеринбурге бард и руководитель студенческого Творческого объединения «Горный кристалл», сочинил стихи и на ректорском совещании 13 апреля 2008 года исполнил первый вариант

Гимна. К музыкальной доработке Гимна затем подключились Владимир Орлов, декан Творческого факультета, и Александр Кудрявцев, лидер студенческого профкома.

«Я сразу же сформулировал себе «техническое задание», – вспоминает Владимир Орлов. – Во-первых, Гимн должен легко запоминаться, во-вторых – это должен быть марш, в-третьих, этот марш должен быть в стиле песен первых пятилеток. Это нужно для того, чтобы сегодняшнее и последующее поколения студентов почувствовали через музыку Гимна атмосферу, в которой трудились первые выпускники Горного университета».

Первым из деканов рабочий вариант Гимна, положенный уже на музыку, услышал Владимир Бабенко (факультет геологии и геофизики). Его вывод был таким: «А что? Студентам понравится!». Эти слова оказались пророческими.

В 2008 году в день открытия VI Уральской горнопромышленной декады студенческий хор «Горный хрусталь» впервые публично исполнил Гимн Уральского государственного горного университета. Сегодня без Гимна уже невозможно представить университетские будни и праздники. Ежедневно в 9 утра он звучит во всех корпусах вуза, ознаменовывая начало учебного дня. На ректорских совещаниях, ученых советах и важных мероприятиях все сотрудники и студенты обязательно исполняют гимн – его слова каждый горняк знает наизусть.

Гимн исполняется каждый день в 9.00 перед первой парой, во всех учебных зданиях университета по громкой связи, а так же:

  • при открытии заседаний Ученого совета университета;
  • во время официальной церемонии подъема флага университета и других официальных церемоний;
  • во время церемоний встреч посещающих университет с официальными визитами официальных представителей иностранных государств, а также глав государственных органов и органов местного самоуправления;
  • во время проводимых в университете торжественных мероприятий, посвященных государственным и университетским праздникам;
  • при проведении официальных церемоний во время спортивных соревнований;
  • в иных случаях во время торжественных мероприятий.

Гимн Уральского государственного горного университета

Слова Льва Зонова
Музыка Владимира Орлова и Александра Кудрявцева

Наш Горный институт сам Император
Своим указом произвел на свет.
Так появилась наша альма-матер –

Он был открыт ветрам и добрым музам,
Науки знал и творчества секрет.
Стал на Урале самым первым вузом,
УРАЛЬСКИЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ.

Припев :

Пусть в синем небе ярко светит солнце
Над Университетом много лет.
Он в каждом сердце всех своих питомцев,

Он выбрал в жизни правильный фарватер,
Такого вуза в мире больше нет.
Да здравствует родная альма-матер,
УРАЛЬСКИЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ!

Припев :
Свое названье носит он по праву
И дарит всем студентам знаний свет.
Он заслужил признание и славу,
УРАЛЬСКИЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ. – 2 раза

Впервые в России мундиры для чинов горных ведомств были установлены в 60-е годы XVIII века, когда особая форменная одежда была пожалована большинству сотрудников государственного аппарата империи. Учащиеся и преподаватели высших и средних горных учебных заведений долгое время носили практически ту же форменную одежду, что и все сотрудники Горного ведомства. Но со временем эта традиция была утеряна. Форменная одежда создает ощущение некоего духовного и профессионального братства, дисциплинирует и служит поддержке высокого культурного уровня и достойного поведения в обществе. Поэтому в 2008 году Ученый совет вуза принял решение возродить форму.

Студенты о форме

Владимир Уфимцев, ГМФ:
– В форме ощущаешь себя совершенно другим человеком – важным и деловым. Даже чувствуешь в какой-то степени некоторое превосходство над другими. Горняцкий мундир достаточно красив и сшит из качественной ткани с золотыми нашивками. Нам, студентамгорнякам, многие завидуют.

Валерия Рыкова, ИЭФ:
– Наш мундир символизирует горняцкое братство, дает почувствовать себя его значимой частичкой. Когда ты в форме, так и хочется сказать: «Нас, горняков, много! Мы успешно учимся, достойно трудимся на производстве и совершаем научные открытия. На горняков можно положиться во всем!».

Анастасия Ильина, ФГЗ:
– Красивая, элегантная горняцкая форма придает студентам официальный вид. Она удобная и практичная. Очень приятно, когда окружающие смотрят на тебя с интересом и уважением.

Основываясь на решениях Ученого Совета академии (протокол №7 от 31 марта 2000 года) и ректората (протокол от 5 июня 2000 года) и в соответствии с экспертным заключением Геральдического совета при Президенте РФ (№ А23-2-152 от 17.04.2000г., вх. № 616 от 23.05.2000г.) утвержден в качестве официального символа учреждения герб , имеющий следующее геральдическое описание:

"В лазоревом (синем, голубом) поле выходящие из левой стороны главы тонкие серебряные цикламоры, один в другом; и поверх них вписанное вогнутое червленое (красное) острие с сужающейся к концу золотой каймой; острие наклонено в левую стороны главы, обременено внизу серебряной раскрытой книгой и сопровождено справа вверху золотой, о четырех лучах, звездой.
Девиз "ВСЕГДА ВПЕРЕД" начертан золотыми литерами на лазоревой ленте. "

На рисунке: слева - полный герб Академии (в настоящее время - Университета), справа - знак юбилея Академии, созданный с использованием герба.

Составитель и художник герба РГРТУ - М.К. Шелковенко.
На стадии проекта прошел геральдическую экспертизу в Государствнной герольдии при Президенте РФ.

Первый корпоративный герб в Рязани
(М.К. Шелковенко)

В конце 2001 года один из крупнейших ВУЗов Рязани - Радиотехническая академия (РГРТА) отметил 50-летие со дня своего основания. Задолго до этой даты руководство академии задумалось о создании для нее официального символа - герба РГРТА . К этой мысли его подтолкнуло то, что многие столичные университеты и институты на фоне возросшего в стране общего интереса к традиционной российской символике стали по примеру большинства европейских университетов активно обзаводиться своими собственными знаками в виде красочных гербов. Подогревает этот интерес и появление в последнее время исторических публикаций, в которых приводится изображение дореволюционных эмблем и значков российских институтов, сочиненных по строгим правилам, а также энергичное возрождение российской родовой и территориальной геральдики.

Сегодня, пожалуй, нет ни одной фирмы или фирмочки, которая не имела бы своего фирменного или товарного знака, логотипа или иного знака идентификации на рынке товаров и услуг, - без них она как бы не имеет узнаваемого лица. Но и на этом фоне разнообразных и, порой, изысканных графических миниатюр классический герб, без всякого сомнения, выделяется солидностью и значительностью своей традиционной формы, насыщенной информативностью, ощущением древности и некоторой загадочности. За гербом часто стоят столетия истории и непрерываемой традиции, он символизирует преемственность поколений, самоуправление, достоинство и независимость своего обладателя, его права и власть. Герб всегда предполагает некоторую легенду, рассказывающую о его происхождении, о символике составляющих его знаков и фигур. В отличие от фирменного знака, который может в любой момент произвольно меняться по воле его владельца, герб составляется один раз и становится общим достоянием какого-либо рода или корпорации, и изменения могут в него вносится только по согласованию с государственной геральдической службой и в строгом соответствии с вековыми геральдическими правилами. Это придает гербу свойство постоянства, стабильности и надежности, повышает его статус среди прочих знаков изобразительной идентификации. Герб - это солидно!

Определенное значение, возможно, сыграло и то обстоятельство, что сейчас, в отличие от советского периода, пока отсутствует система государственных значков для выпускников ВУЗов - а такие значки всегда служили символом определенного общественного статуса человека. Наличие собственного, признаваемого государством герба, позволяет создать на его основе и собственные значки как для выпускников, так и для ее профессорско-преподавательского состава и студентов. Это же позволяет иметь и собственный флаг, узнаваемый без надписывания на нем названия владельца.

В начале 1997 года руководство РГРТА приняло решение создать герб, после чего началась конкретная работа в этом направлении. А вместе с ней начались и проблемы.

Первая и основная из них состоит в том, что на сегодняшний день в Российской Федерации юридически отсутствует разработанный и официально утвержденный свод правил, регламентирующий порядок создания корпоративных гербов, каковым, по сути дела, является и герб Радиоакадемии. Несомненно, есть мировая и российская геральдические традиции, в которых содержится достаточно четкие, освященные временем нормы герботворчества, и до 1917 года они неуклонно соблюдались, не требуя специального узаконения. Но в современном российском обществе эти нормы должны обрести не только геральдический, но и правовой статус для того, чтобы единообразно пониматься, трактоваться и применяться всеми. Без этого всякий герб, даже составленный с полным соблюдением всех традиционных геральдических правил, будет нести в себе определенный элемент сомнительности и нелегитимности. И никакие геральдические кодексы, составленные общественными объединениями и специалистами без процедуры легитимации, к сожалению, не могут восполнить эту зияющую прореху. (Все вышеуказанное относится и к ситуации в родовой и территориальной российской геральдике.)

Не менее сложной, но решаемой, оказалась и проблема адекватного отражения в гербе РГРТА специфики современного научно-технического многопрофильного учебного учреждения в таких зримых образах, употребление которых допускает геральдическая наука. Дело в том, что, в отличие от фирменного знака или эмблемы, которые утверждаются в виде неизменного графического изображения, герб утверждается только в виде его точного геральдического описания (блазона), составленного в определенной последовательности и с употреблением геральдической терминологии. Изображение герба имеет здесь лишь вспомогательный характер, что допускает его различные стилистические трактовки при строгом соблюдении блазона. Это правило накладывает жесткие и даже непреодолимые ограничения на использование в гербах изображений современных механизмов, орудий и приборов - они не поддаются точному геральдическому описанию в силу своей сложности, разнообразия форм и быстрой изменяемости вслед за техническим прогрессом. Это же касается конкретных архитектурных сооружений, памятников и т.п. Поэтому геральдика оперирует только устоявшимися за многие века предметами, фигурами и условными знаками.

Обе эти проблемы были очевидны с самого начала работы над гербом РГРТА, но по ходу самой работы выявились и другие сложности, о которых лучше рассказать в той же последовательности, в которой они возникали и разрешались.

Первоначально руководство Радиоакадемии заказало проект герба одной из рекламных рязанских фирм. Обладая большим опытом в области рекламы, фирменных знаков и логотипов, но не обладая элементарными геральдическими познаниями, ее специалисты предложили ряд интересных и остроумных вариантов эмблемы РГРТА, которые, к сожалению, не могли послужить даже основой для герба. Венцом усилий дизайнеров стала гербообразная эмблема, в которой были соединены характерный гербовый щит уездного города Рязанского наместничества образца 1779 года (в верхней половине помещена рязанская эмблема - в золотом поле скрещенные меч и ножны под зеленой княжеской шапкой; а в нижней - вместо городской эмблемы изображение стилизованной сферической радиоантенны в лазоревом поле, от которой расходятся вверх радиоволны в виде концентрических полукружий) с венком из зеленых дубовых листьев, по типу обрамления губернских гербов образца 1857 года, соединенным желтой девизной лентой с лазоревыми буквами РГРТА. В довершение всего гербовый щит был увенчан изображением пылающего факела, возникающего из-за щита.

Государственная Герольдия (так до 1999 года именовался федеральный геральдический орган; ныне - Геральдический совет при Президенте РФ) однозначно отказала этому «гербу» в праве на существование не только потому, что сам гербовый щит оказался составлен и заполнен безграмотно, но и потому, что сочла неприемлемым присутствие в корпоративном гербе обрамляющего венка. Разъяснения Герольдии в ее экспертном заключении вкратце сводились к следующему:

  • двухчастная пересеченная форма щита означает прямую подчиненность нижней эмблемы (РГРТА) верхней - наместнической, а в настоящее время не только отсутствует такое юридическое лицо, как Рязанское наместничество, но и нет прямого соподчинения РГРТА администрациям Рязанской области или города Рязани. В силу этих обстоятельств верхняя половина герба сейчас вообще не может употребляться; кроме того, такая форма уездного герба юридически отменена еще в 1857 году, а РГРТА даже не является уездным городом;
  • изображение современной радиоантенны в гербе РГРТА недопустимо по причинам, изложенным выше, хотя в эмблеме (но не гербе!) академии вполне может присутствовать;
  • венок в современном корпоративном гербе не может употребляться, так как он является характерной составляющей частью административного герба и свидетельствует об ограниченной правовой самостоятельности гербовладельца, о его ведомственной подчиненности и принадлежности. Собственно сам венок того или иного вида принадлежит не гербовладельцу, а ведомству, а Министерство высшего образования пока не обзавелось своими ведомственными знаками, а значит и употребление какого-либо произвольного венка в гербе РГРТА не имеет правового и геральдического обоснования. В определенной форме присутствие венка или иного обрамления может быть допустимо лишь в значке РГРТА или ее юбилейной эмблеме, созданных на основе утвержденного герба. Поэтому с венком следует повременить.
  • девиз в гербе может присутствовать, но он не должен включать в себя названия гербовладельца (даже в виде аббревиатуры);
  • над гербовым щитом может помещаться только статусная корона того или иного вида (но никак не факел, или иная другая фигура), а для корпоративных гербов такие короны пока не учреждены - значит ничем подобным герб не может быть увенчан.

Одновременно Герольдия настоятельно рекомендовала не использовать в корпоративном гербе каких-либо других внешних украшений или геральдических фигур - щитодержателей, шлемов с нашлемниками, наметов, мантий и т.п. - кроме девиза. Руководство РГРТА приняло все эти рекомендации к исполнению и процесс дальнейшей разработки герба был направлен в определенное русло. Рекомендации Герольдии резко сузили поле для чисто художественной фантазии (точней - произвольного негеральдического фантазирования), увели от внешней эффектности, которую всякому гербу придает его обрамление, и, одновременно, углубили поиск знакового содержания гербовой эмблемы в пределах геральдического щита.

На этом этапе администрация РГРТА вынуждена была отказаться от услуг рекламной фирмы и обратиться за помощью к областной геральдической комиссии. В результате работы, длившейся с перерывами более трех лет, определился круг символов, которые могли бы послужить знаковой основой для герба РГРТА. Малоуспешными оказался путь насыщения гербового щита символами, отражающими различные аспекты деятельности, поэтому предпочтение было отдано поиску одного емкого знака, который смог бы вобрать в себя нечто наиболеее образное и существенное для характеристики академии. Всего было разработано около 50 вариантов герба, из которых более-менее удачными оказались 7-8 проектов.

Одним из первых в гербе возник образ молнии (громовой стрелы), которая издревле была символом грозы, верховного божества, божественного гнева и его же благодати (дождя), а в современной символике употребляется, в основном, в качестве символа электричества и электротехнических устройств. Мотивом для этого образа в гербе РГРТА послужило то, что все разнообразие радиотехники возникло из прибора, созданного в 1895 г. А.С. Поповым, основоположником радио. И первоначально регистрировавшего грозовые разряды.

Но еще в начале ХХ в., поскольку громовая стрела стала слишком широким символом электрической энергии вообще, для электросвязи на ее основе была составлена иная эмблема - двусторонняя молния , символизирующая принципиальную возможность двусторонней передачи электросигнала. В этом модифицированном виде молния вошла в эмблемы учреждений электросвязи и, в первую очередь, телеграфа.

Традиционным символом быстрой передачи информации стало изображение летящего голубя. У разных народов он также символизирует любовь, семейное счастье, мир, а в христианстве - Святой Дух. Голубиная почта использовалась с незапамятных времен и до появления телеграфа и радио была самым оперативным средством информационного общения - аналогия очевидна.

По правилам геральдики вместо целого в гербе может использоваться его характерная часть. Так в гербе РГРТА вместо голубя возник образ крыла , несущего двусторонюю молнию. В дальнейшем этот символ наполнился дополнительным содержанием. Чтобы подчеркнуть электрическую природу всякой радиосвязи, между маховыми перьями появилось изображение маленьких серебряных молний, а цвет оперения крыла стал золотым, чтобы напомнить о территориальном цвете рязанской земли - золотом цвете её гербового щита.

Соединение двусторонней молнии с золотым крылом, имеющим малые серебряные молнии, образовало символ молниеносной связи, что характерно для радио и могло бы достаточно емко обозначить направление деятельности РГРТА. При желании в общем количестве серебряных молний или маховых перьев в крыле (по семь) можно было увидеть намек на нынешнее количество факультетов академии - семь (которое и попросту - «счастливое число»!). Поскольку руководство РГРТА хотело дополнительно подчеркнуть территориальную причастность в рязанской земле, в оконечность щита было введено изображение золотого троехолмия, или золотого «городка» - упрощенной эмблемы Рязанской области. В этом виде проект герба был согласован Герольдией, но тут возникли проблемы совсем негеральдического характера, хотя и типичные для тех случаев, когда принимаются коллегиальные решения.

Отзыв из Герольдии заставлял себя ждать, а тем временем кому-то из профессоров РГРТА окрыленная молния показалась похожей на «ножку Буша» - а дурное слово обладает редкой способностью прилипать к предмету или явлению, создавая о нем превратное мнение. В результате, к тому моменту, когда пришел долгожданный ответ из Герольдии, у руководства РГРТА полностью изменилась позиция по выбранной ею же эмблеме, при этом уже согласованный проект герба был отвергнут, как не соответствующий научно-техническому потенциалу академии и слишком «старообразный». Разработка новых проектов пошла гораздо труднее, так как теперь требовалось согласовывать их со студенческим и преподавательским советами, где мнения постоянно менялись и не совпадали.

В конечном итоге - и в результате новых поисков знаковой основы герба - его главной эмблемой стало стилизованное изображение электрического импульса в виде окаймленного острия , одновременно напоминающего своим силуэтом радиомачту и инверсионный след взлетающей ракеты. Последнее образное значение знака основано на том, что одним из основных направлений деятельности РГРТА является работа на космическую науку. В проекты в разном виде вернулись изображение голубя, либо летящего на фоне радиоволн, либо вылетающего с двух сторон из-за острия. Вернулись также серебряные концентрические овалы или эллипсы из самого первого проекта. В современном мире такие изображения уже традиционно воспринимаются как символическое обозначение радиоволн. При этом никоим образом не нарушается запрет на использование символов новейшего времени, поскольку сами по себе такие серебряные овалы или эллипсы являются простыми геометрическими фигурами. Такой же геометрической фигурой является и острие, часто используемое в геральдике, но немного модифицированное в гербе РГРТА. Включенное в определенный контекст, оно получило новое смысловое значение.

Новым в проектах герба стало включение изображения раскрытой книги , как традиционного символа знания, и, более узко, - учебного заведения. В некоторых ранних вариантах изображение книги сочеталось с факелом - также одним из символов знания, или со скрещенными двусторонними молниями. Но употреблять изображение факела, как слишком широко трактуемого символа, отсоветовали специалисты Герольдии, а молнии «отпали» как-то сами собой - в восприятии академической общественности их образ оказался намертво связан с «ножками Буша».

Появилось в проектах и изображение четырехлучевой золотой звезды - как символа звезды путеводной, так и символа стремления к возвышенной цели. Сначала звезд было семь (по количеству факультетов РГРТА), что можно было трактовать как «созвездие талантов» или «плеяда» (по названию плотного созвездия из семи звездочек - «Плеяды»); это слово в словарях объясняется так: «группа выдающихся в каком-либо отношении лиц, связанных в своей деятельности общими задачами, взглядами и т. п.». Но в конечном итоге было решено оставить одну путеводную звезду на всех. При этом ее золотой цвет не только напоминает о рязанском территориальном цвете, но также отличает ее от серебряной четырехлучевой звезды, которая в ряде гербов уже задействована как «Полярная звезда». Поле герба окончательно определилось как лазоревое - цвет эфира, в котором распространяются радиоволны.

Так постепенно, в ходе многочисленных обсуждений и консультаций сформировался герб РГРТА, согласованный с Герольдией и утвержденный приказом ректора академии. Накануне пятидесятилетия РГРТА на основании утвержденного герба стало возможным создать эмблему собственно юбилея академии, окружив законный герб декоративным золотым венком, перевитым лазоревой лентой с девизом РГРТА и юбилейными датами, написанными золотом, и сопроводив герб вверху такой же лентой с аббревиатурой Радиоакадемии. Девиз взят из книги К.Э. Циолковского, нашего великого земляка, и гласит: «Всегда вперед».

Форма венка для эмблемы оговаривалась с Герольдией еще на самых ранних этапах разработки герба и в целом она повторяет обрамление эмблем технических и военно-технических институтов царской России. Основания для использования такого венка дает наличие в РГРТА военной кафедры и военной тематики в обучении и исследованиях. Справа венок состоит из золотой лавровой ветви - символа гражданских заслуг и доблестей, а слева - из золотой дубовой ветви - символа воинских заслуг и доблестей. В дальнейшем эта эмблема может послужить основой для разработки нагрудного значка выпускника РГРТА, а утвержденный герб является знаковой основой для создания флага Рязанской Государственной радиотехнической академии.

Ссылка: Научно-просветительский ресурс о современном российском герботворчестве "Геральдика сегодня"

История символики вуза

Эмблема и флаг БГТУ им. В.Г.Шухова были утверждены в 2002 году. Специальная комиссия вуза, в то время БелГТАСМ, провела конкурс на лучшее графическое изображение символов высшего учебного заведения. Из предложенных вариантов был отобран лучший, который и был направлен на экспертизу в комиссию по символике при главе администрации г. Белгорода. Завершающей инстанцией по утверждению стал ученый совет вуза. Итак, в 2002 году наш вуз обрел действующие на сегодняшний день изображения эмблемы и флага.

Эмблема

«В лазоревом (голубом, синем) щите золотой Лев, сидящий на кирпичном основании с горящим золотым факелом в правой лапе».

Фигуры, изображенные на эмблеме, символизируют следующее:

  • Лев - символ силы, мощи, отваги, храбрости, милости и великодушия;
  • Факел - символ знаний;
  • Кирпичное основание - символ строительных материалов.

Смысл цветовой гаммы эмблемы вуза:

  • Лазурь (голубой, синий) - символ величия, мягкости, красоты;
  • Золото (желтый) - символ богатства, справедливости, великодушия;
  • Серебро (белый) - символ чистоты и невинности;
  • Червленый (красный) - символ красоты, жизнеутверждающей силы.

Флаг

Если эмблема - символ собственных прав, указывает на известную самостоятельность, то флаг БГТУ им. В.Г.Шухова - символ единения студентов, сотрудников, профессорско-преподавательского состава университета.

Описание флага:

«Флаг представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением сторон 2:3 из двух вертикальных полос белого (1/3 ширины) и синего (2/3 ширины) цвета. В белой полосе в верхней части расположена эмблема университета, под которой на красной ленте белыми буквами надпись «БГТУ». Высота гербового щита к ширине полотнища 3:9».

Основными цветами флага стали синий и белый:

  • Синий цвет флага является доминирующим, занимая 2/3 площади полотнища, поскольку он является цветом гербового щита.
  • Белый цвет, помимо геральдического смысла, также отражает основное содержание названия города, на территории которого располагается академия - Белый город (Белогорье), возникшего на белой меловой горе. Белый цвет - символ Белгорода.

Кроме того, синий и белый цвета присутствуют как на полотнищах флагов большинства стран мира, так и на Российском триколоре. Белый, синий, красный цвета находят отражение в народном быте и в проявлениях народной жизни, а также в природе России. Поэтому для символики России лучшими цветами явились бело-сине-красный, что и стало цветами национального флага России, которые современники назвали «Вера-Надежда-Любовь». А для символического выражения внешнего облика вуза - синий и белый.

Принятие эмблемы и флага университета, а впоследствии создание гимна, позволило в дальнейшем развернуть работу по их популяризации в целях патриотического воспитания студентов нашего вуза.

Фирменный стиль

Фирменный стиль университета является дополнением к флагу и гербу вуза. Фирменный стиль включает в себя логотип университета, фирменный шрифт и фирменный рисунок, а также рекомендации по использованию этих элементов в оформлении помещений, печатных материалах и сувенирной продукции.

Фирменным рисунком стала схематическая конструкция, напоминающая парты в кабинетах аудиторного корпуса или лестницу, ведущую вверх. Она одновременно говорит об учёбе, о строительной специфике вуза и о перспективах личностного и профессионального роста, которые он обеспечивает.

Основными цветами являются различные оттенки голубого и синего, преимущественно на белом фоне. Дополнительно используется тёмно-красный цвет – для изображения узнаваемых символов – например, памятника В.Г. Шухову или знаменитой башни его конструкции.

Фирменный стиль был утвержден ректором БГТУ им. В.Г. Шухова С.Н. Глаголевым в мае 2017 года.

Гимн БГТУ им. В.Г.Шухова

Гимн вуза появился в 2005 году. В университете состоялся конкурс на лучший текст гимна. В результате членами внутривузовской комиссии был отобран текст белгородского музыканта и поэта Тамары Федоровой, а автором музыки стал работающий в университете композитор и музыкант Николай Крюков.

Гимн БГТУ им. В. Г. Шухова

Есть на горах родного Белогорья
Студенческая славная страна.
У той страны особые законы,
К вершинам знаний нас ведет она.

Припев:
Живи и здравствуй ты на долгие лета,
Учи нас технологиям добра.
И в честь родного университета
Все вместе грянем громкое «Ура!».

Содружество высокого горенья,
Ты совершать открытия готов,
Союз мечты, науки и терпенья –
Союз студентов и профессоров.

Припев.

Мы помним все, от самого начала,
И бережем традиции тех лет,
Как Шухова здесь имя засияло,
И озарило университет.

2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.