Существует три типа связи между словами в словосочетании. Самостоятельная работа "Типы словосочетаний"

Слово может существовать само по себе. Например, в словарной статье. Однако при использовании слова нужно уметь связывать его с другими словами.

Все слова в предложении соединяются между собой по смыслу и грамматически. Такую связь создают союзы, порядок слов, окончания и предлоги. Связь бывает двух видов: сочинительная и подчинительная.

Сочинительная связь предполагает соединение равноправных слов: дождь и снег; то мороз, то оттепель.

Эта связь нужна для распространения предложения однородными членами: Я сел на пень и стал смотреть на цветы и деревья .

Подчинительная связь основана на выделении главного и зависимого слов: большая помощь , сидеть на берегу, прочитал вчера. Так из словосочетаний образуются предложения.

Не являются словосочетаниями предлоги со словами: между нами, около школы, напротив аптеки. Ряды однородных членов или обособленные члены предложения, а также грамматическая основа. От подлежащего и сказуемого можно задать вопросы к другим словам.

Например, в предложении «На нашей очень шумной по обычным дням улице стояла тишина» есть словосочетания разных типов: согласование (на нашей улице, на шумной улице, по обычным дням), управление (стояла на улице, стояла по дням), примыкание (очень шумной).

По главному слову словосочетания бывают глагольными, именными и наречными.

По зависимому слову можно определить характер смысловых отношений между словами: определительные (отвечают на вопросы «какой?», «чей?», как определения), объектные (вопросы косвенных падежей, как дополнения), обстоятельственные (вопросы наречий).

При согласовании главное и зависимое слова согласуются друг с другом в роде, числе и падеже: мой друг, моего друга, моему другу, о моем друге.

Узнать этот вид связи легко, нужно всего-навсего задать вопросы: «какой?», «чей?», «который?». На такие вопросы отвечают чаще всего прилагательные и местоимения, числительные и причастия. Все они зависят от имени существительного: на синем льду , птичий хор , своим пеналом , другой дом , первый раз , решенная задача .

При управлении главное слово командует зависимым словом и заставляет его стоять в форме какого-либо падежа. Изменяя главное слово, мы не можем изменить падеж зависимого (думаю – думает – думал – буду думать – думай о себе). По главному слову управление бывает глагольным (иду по тропе) или именным (нежен со мною).

Зависимым словом является существительное с предлогом или без него (предложное или беспредложное управление). Вопросы, которые задаем от главного слова, выраженного чаще глаголом, чем существительным, называются вопросами косвенных падежей. Хотя к некоторым словам можно поставить и смысловой вопрос. Но надо помнить, что зависимое слово – это изменяемое слово: писал другу, думает о маме, пение птиц, рассказ писателя, шел к тебе, искать вас, богат озерами, немного книг.

Примыкание основано на особых условиях. Зависимое слово примыкает к главному, являясь неизменяемой частью речи, и отвечает на смысловые вопросы (как, где, когда, куда, откуда, зачем, почему). Примыкают наречия (бежать быстро), деепричастия (сидел наклоняясь), неопределенная форма глагола (поехал учиться, желание рисовать), притяжательные местоимения его, ее, их (его ручка ).

Итак, если вы хотите без труда определять вид связи в словосочетании, научитесь выделять словосочетания из предложения, быстро находите главное слово, ставьте от него вопрос и обращайте внимание на части речи.

Порядок подробного разбора словосочетания

  1. Найдите главное слово, определите его часть речи.
  2. Указать тип словосочетания по главному слову (глагольное, именное, наречное).
  3. Найти зависимое слово, определить его часть речи.
  4. Определить смысловые отношения между словами по зависимому слову (определительные, объектные или дополнительные, обстоятельственные).
  5. Поставить вопрос от главного к зависимому слову.
  6. Назвать тип связи словосочетания.

Образец разбора словосочетания

В маршрутном такси папа молча и задумчиво смотрел в окно, как будто вспоминал детство всего человечества (Ю. Алешковский).

1. В маршрутном такси – главное слово «такси» – имя существительное, словосочетание именное. Зависимое слово «маршрутном» – имя прилагательное. В такси каком? – определительные отношения, оба слова согласуются в роде, числе и падеже – это согласование.

2. Задумчиво смотрел – главное слово «смотрел» – глагол, словосочетание глагольное. Зависимое слово «задумчиво» – наречие. Смотрел как? – обстоятельственные отношения, зависимое примыкает к главному – это примыкание.

3. Вспоминал детство – главное слово «вспоминал» – глагол, словосочетание глагольное. Зависимое слово «детство» – существительное без предлога в Винительном падеже. Вспоминал что? – объектные или дополнительные отношения, главное управляет зависимым словом – это управление.

4. Всего человечества – главное слово «человечества» – имя существительное, словосочетание именное. Зависимое слово «всего» – местоимение. Человечества какого? – определительные отношения, оба слова согласуются в роде, числе и падеже – значит, это согласование.

5. Детство человечества – главное слово «детство» имя существительное, словосочетание именное. Зависимое слово «человечества» – имя существительное без предлога в Родительном падеже. Детство кого? – дополнительные отношения, главное управляет зависимым словом – это управление.

Тренировка

Выпишите словосочетания из предложений и определите тип связи.

Время до нашего отлёта тянулось долго-долго. Ещё дольше, чем последний день четвёртой четверти.

Потом красивая девушка принесла нам минеральную воду и конфетки, которые едят в небе, и опять велела всем пассажирам застегнуть ремни.

Посмотрев вдаль, он снова сел в машину, и мы поехали дальше.

В глубине дворика стоял небольшой белый дом. К нему вела выложенная из того же самого камня, что и ограда и ступеньки, дорожка. И по обеим сторонам дорожки росли разноцветные розы.

Самостоятельная работа "Типы словосочетаний"

ВАРИАНТ 1

дома

Широко распростёрлись нижние сучья старой ели, а из-под них, как бы напоказ, выбежало на тенистую лу­жайку целое созвездие красных грибков.

3. Определи тип подчинительной связи: ещё блестели, звенели в вышине, наши голоса, вязал узлы, беспомощные руки, с какого-то времени, так улыбаюсь, совсем невозможно, как-то узнал, её автора.

ВАРИАНТ 2

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

Лилово-голубые колокольчики качаются на ветерке, и кажется, это они вызванивают прощальную симфонию летних грёз в немом осеннем лесу.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

Телефонная трубка, металлическая банка, за справочником туриста, диковина города, больно вспоминать, катушки ниток.

3. Определи тип подчинительной связи: едва заметна, улыбаться кому-то, та девушка, чувствую запах, физически приятно, стать свидетелем, отметить про себя, другие люди, их слова, установили летом.

ВАРИАНТ 3

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

Пройдёт неделя, другая, подует ветерок - и вот уже закружился над землёй золотой, красный, бурый хоровод.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

В окнах города, европейское платье, рассказал подробно, гнёзда птиц, суп из рыбы, со стеклянным колпаком.

3. Определи тип подчинительной связи: теряя дыхание, привёз из Турции, доныне бережёт, приятель друга, тебя угостить, вытянула из-за печи, моя косыночка, давно было, их работа, очень жалко.

ВАРИАНТ 4

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

Оказывается, прежде чем взять орех, кедровка легонько стукает по нему клювом и по звуку определяет, пустой он или нет.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

Телефонными шутками, мышца лица, отцовские коллеги, фото на память, в печной трубе, не без грусти вырвал.

3. Определи тип подчинительной связи: плакать от смеха, все люди, необыкновенно полезный, говорить по-немецки, осыпающейся листвой, вовремя уйти, обещала угостить, с одним рогом, про него говорили, серые глаза.

ВАРИАНТ 5

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

И чудится мне, что полнится воздух тонким, как паутина, золотым звоном уходящей осени.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

Гребень петуха, лучи солнца, птица из леса, полосатыми половиками, любовь мамы, заботливо прочистил.

3. Определи тип подчинительной связи: другой для них, хорошо знакомых, после этого открытия, не видна окружающим, пахнет туманом, капли росы, этот хвост, из-за её плеча, сытая корова, очень памятный.

ВАРИАНТ 6

1. Выпиши из предложения все словосочетания и разбери их по образцу: у моего дома (у дома [чьего?] моего) – именное согласование с определительным значением.

Целые тетеревиные стаи пасутся на каменных осыпях да на галечниках, потихоньку склёвывают мелкие камешки.

2. Преобразуй словосочетания в синонимические по образцу: платье из ситца – ситцевое платье.

Стебель мяты, деревянная шкатулка, на бумажной ленте, закатное небо, трудно разглядеть, дом из кирпича.

3. Определи тип подчинительной связи: незадолго до этого, путается теперь, на том берегу, в верхушках леса, вытирая руки, её благоухание, знал его, уверенно пойдёт, бедовый парень, чересчур мало.

Проверка слова:

Поиск ответа

Всего найдено: 31

Вопрос № 296676

Здравствуйте! Не получила Вашего ответа на свой вопрос.... и знакомые учителя русского языка не знают чёткого ответа. Поэтому обращаюсь к Вам ещё раз. Подскажите, пожалуйста, в Толковом словаре Ожегова у прилагательного "зелёный" перечислено несколько значений, а именно: 1. ЦвЕта травы, листвы. (зелёный чай, зелёный горошек); 2. О цвете лица: бледный, землистого оттенка (разг.); 3. Относящийся к растительности; состоящий, сделанный из зелени (зелёные щи); 4. О плодах: недозрелый (зелёные яблоки); 5. перен. Неопытный по молодости (молодо-зелено). Правильно ли, что в 1-м, 2-м, 3-м и 4-м пунктах прилагательное "зелёный" указано в прямом значении и означает либо цвет, либо то, из чего сделано, если в этих пунктах отсутствует помета перен.? В толковом словаре в Сведениях для пользования словарём написано: "Если при производных словах в гнезде нет своих помет, они по характеру употребления равноценны основному". Правильно ли мы понимаем то что, если в словарях нет специальной пометы (в данном случае перен.), то значение слова прямое? Очень надеюсь на Ваш ответ. Спасибо.

Вы приводите сведения о производных словах (не о значениях слов!). Как правило, помета "перен." ставится в тех случаях, когда семантическая связь между базовым и производным значениями неочевидна (так, эта связь неочевидна между значениями 1 и 5 приведенного Вами примера). При таком понимании термина "переносное значение" (отсутствие семантически близкой, тесной связи между значениями базовым и производным) Ваше рассуждение верно. Однако возможно и другое прочтение: прямое значение - базовое, непроизводное; переносные значения - все, в которых присутствует (буквально!) метонимический или метафорический перенос (то есть все производные значения).

Вопрос № 295628

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, есть ли связь между словами боярин и барышня.

Ответ справочной службы русского языка

Да, это этимологически родственные слова. Барин, барыня, барышня возникло из боярин, боярыня, боярышня – вероятно, сначала в обращении. Известны и другие случаи сокращения слов, часто употребляемых в обращении, ср. сударь из государь.

Вопрос № 287821

Здравствуйте! Не могли бы вы объяснить этимологическую связь между словом "апельсин" и словом "помидор". Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Связь опосредованная: и в том, и в другом слове есть "яблочный" корень (pomme, apple).

Вопрос № 287521

здраствуйте, слова "восхитительный" и "хит" однокоренные?

Ответ справочной службы русского языка

Спасибо за интересный вопрос! Слова восхитительный и хит не являются однокоренными, хотя некоторую ассоциативную связь между ними действительно можно найти.

Прилагательное восхитительный образовалось от глагола восхитить: восхитительный это тот, который восхищает. Глагол восхитить заимствован из старославянского языка и восходит к слову хытити "хватать, похищать" (ср. с современными родственными словами похитить, хитрый).

Существительное хит заимствовано русским языком в конце ХХ в. из английского, где hit это удар, попадание, удачная попытка, гвоздь сезона. В русском языке хитом называют музыкальное произведение (обычно эстрадное), имеющее наибольшую популярность в течение какого-нибудь промежутка времени. Существительное хит потеснило в употреблении более раннее немецкое заимствование шлягер .

Интересно, что слово хит в современных словарях перестало характеризоваться как свойственное тольк о разговорной речи, а ведь еще в «Толковом словаре иноязычных слов» Л. П. Крысина 2008 г. оно сопровождалось пометой разг.

Вопрос № 285879

В сл/соч. ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ какой вид связи и почему?

Ответ справочной службы русского языка

Вид связи здесь – примыкание (к главному слову присоединяется неизменяемое зависимое слово; связь между главным и зависимым словом осуществляется только по смыслу).

Вопрос № 285440

Подскажите,что такое Концепт – желательно простым язы-ком и Чем он отличается от Слова (значения). В книгах и словарях полно определений – ментальная сущ-ность, квант, идея, смысловое значение знака (а что это по-русски) и т.д. – мало что понятно. А простым языком? Разве, если подумать: смысл, понятие, значение – не близ-кие термины. Например, есть слово Дуб – его значения: дерево (прямое), (переносные) - крепкий человек, упертый человек и т.д. А зачем тут еще концепт (и какой концепт у слова Дуб). Я так поняла, концепт связан с культурой, понятие – может быть научным. А как концепт отличается или связан со Словом?

Ответ справочной службы русского языка

Концепт – модный сейчас термин, под ним понимают и смысл слова, значимый для определенной культуры, менталитета, и связь между звучанием и значением слова, сложившуюся в индивидуальном сознании каждого отдельного человека. Распространенность и в то же время малопонятность этого термина вызывают и ироническое к нему отношение. Например, вот что пишет об этом слове известный прозаик и критик, профессор МГУ В. И. Новиков в только что вышедшем из печати «Словаре модных слов» (М.: Словари XXI века, 2016):

«Латинское слово conceptus означает "понятие". Это и есть простой русской эквивалент для "концепта".

Однако не все стремятся к простоте. "Она всего нужнее людям, но сложное понятней им", – сказано у Пастернака.

Профессиональные гуманитарии словечка в простоте не скажут, они предпочитают изготавливать сложные языковые коктейли. Вот наглядный пример: где-то была статья на тему "Концепт водка в русской культуре". Речь там шла о самом слове водка и его жизни в языке, о соответствующем литературном мотиве, об образе "зеленого змия" в искусстве. "Концепт" в таком употреблении – то ли слово, то ли понятие, то ли образ, то ли мотив.

Хамелеонистый какой-то термин, собственной устойчивой окраски не имеет».

Вопрос № 280969
Добрый день.Хотелось бы уточнить, почему слово странный пишем с НН? - в корне и Н в суффиксе? Однокоренное слово - "страна"? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Вы почти правы. Слово странный было образовано в старославянском языке с помощью суффикса -н - от слова страна в значении "чужая страна, народ". Т. е. первоначально странный означало "чужестранный, чужой", затем - "необыкновенный, непостижимый, странный". В современном русском языке смысловая и, соответственно, структурная связь между словом страна, которое теперь означает "государство" или "местность, территория", и странный утрачена. В слове странный выделяется корень -странн -. Однако орфография хранит следы происхождения слова.

Вопрос № 280865
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, нужна ли запятая в следующей фразе: "Намек на что-то(,) выходящее за рамки цензуры".

Ответ справочной службы русского языка

Определительный оборот, стоящий после неопределенного местоимения (в данном случае – что-то ), обычно не обособляется, так как образует одно целое с предшествующим местоимением. Но если смысловая связь между местоимением и следующим за ним определением менее тесная и при чтении после местоимения делается пауза, то обособление возможно. Окончательное решение – за автором текста.

Вопрос № 277758
Есть ли словообразовательная связь между словами провод и проводник (с током)?

Ответ справочной службы русского языка

Оба слова восходят к глаголу проводить .

Вопрос № 273175
И учите русский язык- никогда не повредит и процесс не имеет конца

Нужно ли в этом предложении ставить запятую перед "И"?

Ответ справочной службы русского языка

Логическая связь между частями предложения не вполне ясна, поэтому мы не можем дать рекомендаций по пунктуации.

Вопрос № 262815
Уважаемая "Грамота", повторяю свой вопрос. Ответьте, пожалуйста (уж очень интересно и важно для работы).
Почему в сочетаниях класс люкс, стиль свинг, профессия сварщик кавычек нет, а в сочетаниях цвет "металлик", гриф "совершенно секретно", диагноз "пневмония", специальность "математика" кавычки есть?
Почему в сочетании "директор Петров" приложение - директор, а в сочетании "стиль свинг" приложение - свинг? А в сочетании "мой сын Борька" приложение - мой сын или Борька? Правило противоречиво. Оно гласит: если приложение стоит перед определяемым словом, то запятая не ставится, а если ее все-таки поставить, то определяемое слово и приложение поменяются местами - только и всего. В "мой сын Борька" приложение - мой сын, а в "мой сын, Борька" приложение - Борька. Это правило объясняет уже стоящую запятую, но не объясняет, когда ее ставить.
От чего зависит уточняющая интонация (и постановка запятой) при приложениях, выраженных именем собственным?
Он похож на моего сына Борьку.
Он похож на моего сына, Борьку. Тут, по Розенталю, критерий - единственность или множественность. Какие еще есть критерии? Полный академический справочник по пунктуации намекает, что при одиночном приложении на запятую влияет распространенность определяемого сочетания, но примеров и уточнений нет.

Ответ справочной службы русского языка

Спасибо за вопросы!

Вы указываете на одно из самых трудных и противоречивых мест в русском правописании. Сперва о кавычках. Принципиальной разницы между сочетаниями профессия "сварщик" и специальность "математика" нет, такие сочетания желательно писать единообразно. (Впрочем, все же есть одно различие: можно составить грамматически корректное согласованное сочетание профессия сварщика и нельзя составить согласованное сочетание специальность математики; это уже трудность в области грамматики, а не в области орформления текста, хотя последнее проистекает из первого).

А как единообразно - давайте исходить из складывающейся практики письма. Если приложение - изменяемое, склоняемое слово, то в случае падежного рассогласования и возникают кавычки, которые выступают именно как графический знак рассогласования. Поэтому на практике возникают такие сочетания, как по специальности "математика", по профессии "сварщик" и т. п. Сочетания же стиль + люкс, ретро, поп, ампир, барокко и другие - это сочетания с неизменяемыми приложениями, для того чтобы дополнительно отметить эту неизменяемость, кавычки не нужны.

Это полярные случаи. Названные же Вами примеры - промежуточные между двумя полюсами, поэтому в них и наблюдается оформительский разнобой.

Теперь о запятых. Корень проблемы - в том, что считать главным, а что зависимым словом в словосочетании, ведь словосочетание подразумевает подчинительную связь между своими частями, между входящими в него словами. Таким образом проблема вновь выходит из чисто пунктуационных рамок и передвигается в сферу грамматики, то есть устройства текста, его структуры, логических отношений между словами. А эти логические отношения выстраиваются автором текста, автором мысли, сообщения. И поэтому конечное решение - при выборе одного из возможных (подчеркнем: возможных, т. е. логически непротиворечивых) вариантов - за автором текста.

Вопрос № 262767
Дорогие Грамотеи!
В Словаре ("проверка слова") слово "нон-стоп" зацепило с собой словарную статью "НОНЧЕ". Я-то понял, а какой-нибудь словолюб и с ума сойдет, пытаясь найти связь между этими словами. Как тот учитель географии (у Паустовского, кажется) :-)

Ответ справочной службы русского языка

Спасибо, поправим.

Вопрос № 261402
здравствуйте! Уместен ли предлог «между» и какой лучше употребить:
целью исследования является более точное и дифференцированное определение зависимости между ростом и длиной стопы человека

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: зависимость чего-то от чего-то; взаимосвязь между чем-то и чем-то .

Вопрос № 260210
Здравствуйте!
Существует ли какая-либо связь между словами "лён" и "луна". Дело в том, что в арабском языке это однокоренные слова: "qamraya" и "qamar". Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

Этимологические словари существование такой связи не подтверждают.

Вопрос № 252644
Что это - ИНЦЕСТ

Ответ справочной службы русского языка

Инцест – половая связь между ближайшими родственниками (между родителями и детьми, братьями и сестрами); кровосмешение.

Словосочетание – строительный материал предложения. Это самая маленькая синтаксическая единица, которая имеет свои методы соединения. Если мы умеем определять виды связи слов в , то научимся разбирать более сложные синтаксические единицы – предложения.

Вконтакте

Способы образования

Слова объединяются подчинительным способом. Это значит, что они неравноправны: одно – главное, другое – зависимое. Функция такого соединения – более подробно описать понятие (предмет, признак, действие).

Важно! Не каждое сочетание слов может стать словосочетанием.

Какие разновидности словесных сочетаний не относятся к словосочетаниям:

  1. Грамматическая основа – подлежащее и сказуемое: папа приехал, окно открыто, задача решена.
  2. Однородные члены предложения. Они связаны сочинительными союзами: добрый и веселый; то грустно, то смешно; не только умный, но и красивый.
  3. Сложное будущее время: буду читать, будем смеяться.
  4. Сравнительная степень: самый быстрый, менее высоко.
  5. с самостоятельными: в течение времени, возле реки, навстречу ветру.
  6. Фразеологизмы. По смыслу они приравниваются к словам: вешать нос (расстраиваться), скрепя сердце (неохотно).

Слова в словосочетании соединяются:

  • по смыслу (от главного элемента задается смысловой вопрос: написать (что?) книгу, зайти (куда?) домой);
  • грамматически: с помощью окончаний: курткой желтой, либо с помощью окончаний и предлогов: зацепиться за ветку.

Чтобы лучше понять, что такое зависимое слово, посмотрим, какие встречаются смысловые отношения:

  1. Определительные. Называется признак предмета: фрукты (какие?) вкусные.
  2. Объектные. Указывается на объект действия, место, направление: приехать (к кому?) к другу, повернуть (куда?) направо.
  3. Обстоятельственные. Обозначается признак действия: бежать (каким образом?) быстро.

Подчинение и его способы

Смысловое соединение есть во всех конструкциях, а грамматическое – нет. Основные виды словосочетаний определяют по форме его составных элементов. Смотрим, изменяемые это части речи или нет, какой вид они имеют, какие средства связи слов в конструкции. Чтобы быстро определять тип соединения, нужно уметь изменять словоформы по и лицам.

Существует 3 типа грамматической связи слов в минимальных синтаксических единицах. Рассмотрим подробно каждый из них.

Способ сочетания, при котором зависимое слово принимает форму главного: шляпа (какая?) красивая. Оба члена имеют одинаковые падеж, род, число.

Внимание! Изменяется основной компонент – изменяется и второстепенный: шляпой красивой , шляпами красивыми , о шляпах красивых .

Оба элемента в таких конструкциях – изменяемые части речи. Поэтому средства связи слов в сочетаниях такого типа – смысл и грамматический вид.

Главное Зависимое Примеры
Существительное и те словоформы, которые могут выполнять его функцию Прилагательное Что-то (какое?) красивое,

небо (какое?) голубое,

столовая (какая?) чистая

Ученик (какой?) читающий,

река (какая?) замерзшая

Числительное Дом (который?) второй,

в городах (скольких?) трех,

руками (сколькими?) обеими

Человек (какой?) какой-то,

смысла (какого?) никакого,

тарелка (чья?) моя

Существительное (приложение) Девочка (какая?) Оля,

глаза (какие?) бусинки (глаза-бусинки)

Главное слово управляет зависимым, ставит его в необходимую форму : пришел (с кем?) с другом – глагол указывает существительному на форму Т.п. Если изменить словоформу ведущего элемента, ведомый останется в том же падеже. Например: приду с другом , пришли с другом , придет с другом .

Грамматические средства в этих конструкциях – смысл и падежная форма. Только при управлении между частями может ставиться предлог: думать о звездах, накричать на соседа, лететь навстречу ветру.

При управлении второстепенные слова – изменяемые части речи, так как соединяются с помощью падежных окончаний и/или предлогов.

Главное Зависимое Примеры
Глагол,

деепричастие, существительное, причастие, прилагательное,

числительное,

местоимение.

Существительное Приехать (к кому?) к другу,

записывая (что?) лекцию,

прочитана (кем?) мальчиком,

память (о чем?) о прошлом,

три (кого?) сестры,

не нужен (кому?) никому.

Местоимение Спросил (у кого?) у кого-то,

увидел (что?) нечто,

подарок (кому?) ему

Прилагательное, называющее предмет Узнать (о ком?) о неизвестном,

принесли (что?) горячее

Причастие, называющее предмет Множество (кого?) собравшихся,

приветствовать (кого?) отдыхающих

Необходимо различать! Числительное в именительном и винительном падежах командует существительным. Это управление: пять собак, трое мальчиков. Если числительное стоит в других падежах, то это согласование: пятью собаками, о пяти собаках, с тремя мальчиками, о трех мальчиках.

К главному компоненту примыкает неизменяемая часть речи : ехать (куда?) вперед. Средство соединения здесь одно – смысл, потому что ведомое слово не может принять иной вид. Можно выделить дополнительные средства соединения в таких конструкциях – порядок слов и интонацию.

Зависимые компоненты в примыкании – неизменяемые, поэтому средство грамматической связи отсутствует. Ведущее слово – любая часть речи.

Главное Зависимое Примеры
Глагол,

существительное,

прилагательное,

причастие,

деепричастие,

местоимение

Наречие Приехал (когда?) вчера,

дом (какой?) напротив,

быстро (в какой степени?) очень

Деепричастие Говорил (каким образом?) заикаясь
Инфинитив Мечта (какая?) жениться,

пришел (с какой целью?) поговорить

Неизменяемое имя прилагательное Цвет (какой?) хаки
Сравнительная степень имени прилагательного Новость (какая?) поважнее,

некто (какой?) поинтереснее

Притяжательными местоимениями (его, ее, их) Квартира (чья?) его,

ребенок (чей?) их

Существительное (несогласованное приложение) Пьеса (какая?) «Бесприданница»,

роман (какой?) «Война и мир»

Как определить тип соединения

Выпишите из предложения необходимые конструкции – так разбирать будет удобнее. Помните, что не все соединения подходят. Когда верные единицы нашлись, определяем способы подчинительной связи. Попробуйте действовать по алгоритму:

Образец разбора:

  1. Возьмем такой пример: увидимся скоро .
  2. Задаем вопрос: увидимся (когда?) скоро. Увидимся – главный элемент, скоро – второстепенный.
  3. Изменяем: увижу скоро, увидишь скоро. Преобразовался только основной компонент, значит согласованием это быть не может. Остаются те виды синтаксической связи в словосочетании, в которых изменяемый только один компонент.
  4. Предлога нет.
  5. «Скоро» – это наречие. Наречие не изменяется, значит грамматическое средство в нашем случае отсутствует.
  6. Это примыкание.

Связь слов в словосочетании

Задание 6. Словосочетание

Вывод

При синтаксическом разборе удобно строить схему. Главную часть обозначаем крестиком, формальные средства подчеркиваем (предлоги и окончания), называем части речи членов конструкции. С помощью схемы и алгоритма легко разобрать любые примеры словосочетаний.

Тема: «Связь слов в предложении».

Цели:

  • формировать умения устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
  • развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • формировать умение вести учебный диалог.

Оборудование: иллюстрация «Весна»; алгоритм установления связи слов в предложении; карточки: с предложением для работы в паре, с разноуровневыми заданиями.

ХОД УРОКА

I. Актуализация знаний

– Какое сейчас время года? (Весна)
– Назовите признаки весны. (Тает снег, пригревает солнышко, дни стали длиннее.)
– Составьте предложения о весне. Вам поможет иллюстрация. (Наступила весна. Ярко светит солнце. На деревьях набухают почки…)
– А вот Маша и Миша из 2 б класса составили такие предложения:

Миша: Весной молодой появляется трава.
Маша: Весной появляется молодая трава.

– Чье предложение вам больше нравится?
– Почему? (В Мишином предложении нет связи между словами, предложение построено неправильно.)
– О чем нужно помнить при составлении предложений? (Что слова в предложении должны быть связаны по смыслу.)
– Как устанавливается связь между словами? (При помощи вопросов.)

II. Целеполагание

– Значит, какая тема сегодняшнего урока? (Связь слов в предложении.)
Учитель открывает записанную на доске тему урока.
– А чему мы должны научиться на уроке? (Устанавливать связь слов в предложении по вопросам.)
– А для чего нам нужны эти умения? (Чтобы правильно строить предложения.)

III. Новый материал

– Давайте запишем Машино предложение и подчеркнем главные члены предложения.

– Как связаны между собой главные члены предложения? (Вопросами.)
– А теперь давайте посмотрим, как связаны подлежащее и сказуемое с другими словами?
– Как вы думаете с каким словом связано слово молодая? (Трава)
–Поставьте вопрос. (Трава какая? Молодая)
– В предложении эту связь принято показывать стрелками. От какого слова задаем вопрос от того слова и ведем стрелку.
– С каким словом связано слово весной? (Появляется)
– Почему вы так думаете? (Задали вопрос, появляется когда? Весной.)

– Сейчас давайте составим алгоритм, который будет помогать нам устанавливать связь слов в предложении.
– Что мы будем делать 1 шагом? 2 шагом? и т.д.

  • Находим в предложении подлежащее и сказуемое?
  • Находим слова, которые связаны с подлежащим и показываем связь.
  • Находим слова, которые связаны со сказуемым и показываем связь.

На доске появляется следующая запись (каждый шаг на отдельной карточке):

– А теперь пользуясь этими шагами давайте разберем предложение.

Один ученикработает у доски остальные в тетрадях.

IV. Упражнения в установлении связи между словами.

1. Работа в парах.

– Следующее задание выполните в парах. Установите связь слов в предложении.

Одна пара работает у доски, остальные в тетрадях.

В небе светит яркое солнце.

– Посмотрите, как выполнено задание на доске и сравните со своим. Согласны ли вы с ребятами?
– Легко ли было вам выполнять задание?

2. Самостоятельная работа. Разноуровневые задания.

– Сейчас вы будете выполнять задание самостоятельно, но сначала оцените себя. Как вы думаете, как вы справитесь с заданием.

Дети оценивают себя на линейке успешности.

– Выберите любое задание из предложенных.

1 уровень. Списать предложение и установить связь между словами поалгоритму.

На поляне появились первые подснежники.

2 уровень. Составить из слов предложение и установить связь между словами по алгоритму.

распустились, лесу, в ландыш, душистые

3. уровень. Составить предложение на тему «Весна» и установить связь между словами по алгоритму.

Проверка: 1 – 2 уровень самопроверка, выполненное задание записано на доске. 3 уровень – дети зачитывают свои предложения и разбирают.

– А теперь оцените как вы справились с заданием.
– У кого оценка совпала?
– У кого результаты оказались ниже?
– Что у вас вызвало затруднения?
– Значит на следующем уроке мы с вами продолжим работать на этой темой.

V. Итог

– Чему мы сегодня учились на роке? (Учились устанавливать связь между словами в предложении.)
– Как связаны слова в предложении? (По смыслу и с помощью вопросов.)

VI. VI. Домашнее задание

– Составить небольшой рассказ на тему: «Весна», разобрать два любых предложения и показать связь слов в предложении.

В данной главе:

§1. Словосочетание

Словосочетание - это соединение самостоятельных слов на основе подчинительной синтаксической связи. Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически. Примеры: любоваться озером , голубым озером , долго любоваться.

Словосочетание не является самостоятельной синтаксической единицей. Словосочетания не передают законченную мысль, не являются единицей в коммуникации (самостоятельной единицей в общении людей). Это только материал, необходимый для единиц более высокого синтаксического уровня - предложений.

Словосочетание по своему лексико-грамматическому оформлению может быть омонимично предложению. Однако предложениям свойствен целый ряд признаков. Не обладая ими, словосочетание предложением не является. У словосочетания нет цели высказывания, смысловой и интонационной завершённости, грамматической основы. Словосочетание не содержит законченной мысли и не является единицей общения. Оно, как и слово, выполняет номинативную роль, т. е. роль называния различных компонентов действительности: предметов, действий, признаков, состояний и проч. Но при этом словосочетание выполняет эту роль, выражая более детализированную информацию, чем слово.

Слова в словосочетании неравноправны: одно главное, другое - зависимое. Связь этих неравноправных элементов - это подчинительная синтаксическая связь .

любоваться (чем?) озером - главное слово любоваться
озером (каким?) голубым - главное слово озером
любоваться (как?) долго - главное слово любоваться

В роли главного слова могут выступать слова всех самостоятельных частей речи. Тип словосочетания определяют по характеру главного слова. Выделяются три типа словосочетаний:

  • именные
  • глагольные
  • наречные

любоваться озером

озером голубым : главное слово - имя существительное озером , значит, словосочетание именное

любоваться долго : главное слово - глагол любоваться , значит, словосочетание глагольное

три сына : главное слово - имя числительное три , значит, словосочетание именное

очень скоро : главное слово - наречие скоро , значит, словосочетание наречное


Схемы словосочетаний

Схемы включают словосочетания с выделенным главным членом, указание частей речи и грамматическую характеристику формы зависимого слова.

любоваться озером - глагол + существительное в Т.п. без предлога

озером голубым - существительное + прилагательное в ед.ч., ср. р., Т.п.

любоваться долго - глагол + наречие

§2. Виды синтаксической связи в словосочетании

В словосочетании слова соединяются на основе синтаксических связей. Синтаксические связи в словосочетании подчинительные.

Слова в словосочетании связаны подчинительной синтаксической связью, которая бывает трёх видов:

  • согласование
  • управление
  • примыкание

озером голубым - согласование,

любоваться озером - управление,

любоваться долго - примыкание.

Согласование - это тип синтаксической связи, при которой форма зависимого слова согласуется с формой главного слова в роде, числе и падеже. Это такой вид связи, при котором при изменении формы главного слова меняется форма зависимого. Например:

Душистая земляника - зависимое слово душистая стоит в форме ед.ч., ж.р., И.п. Если изменить форму главного слова, то соответственно изменится и форма зависимого слова: душистой земляникой - зависимое слово душистой стоит в форме ед.ч., ж.р., Т.п.

Управление - это тип синтаксической связи, при которой падеж зависимого слова определяется, управляется главным словом. При этом виде связи форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного. Например:

Обожаю землянику - зависимое слово землянику стоит в форме В.п. Если изменить форму главного слова, то форма зависимого слова не изменится: обожает землянику, обожал землянику и т.д.

Примыкание - это тип связи по смыслу, зависимое слово неизменяемое и форм не имеет. Например:

Громко разговаривать, весело смеяться - зависимые слова - наречия громко, весело. Это неизменяемые слова и форм они не имеют. Примыкание - это синтаксическая связь по смыслу.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Является ли словосочетание единицей синтаксиса?

  2. Равноправны ли слова в словосочетании?

  3. Какая связь объединяет слова в словосочетание?

    • сочинительная
    • подчинительная
  4. Можно ли считать словосочетание самостоятельной синтаксической единицей?

  5. любить литературу ?

    • любить
    • литературу
  6. Какое слово является главным в словосочетании классической музыкой ?

    • классической
    • музыкой
  7. Какое слово является главным в словосочетании много читать ?

    • много
    • читать
  8. Определи тип словосочетания хорошего настроения ?

    • именное
    • глагольное
    • наречное
  9. Определи тип словосочетания построили дорогу ?

    • именное
    • глагольное
    • наречное
  10. Определи тип словосочетания очень быстро ?

    • именное
    • глагольное
    • наречное
2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.