Нетрадиционные методики обучения. Традиционные методы обучения. Виды, методы обучения и особенности традиционного обучения

Выделяется группа так называемых традиционных методов обучения , выработанных в многовековой педагогической практике и являющихся до настоящего времени основой организации и осуществления процесса обучения.

Рассказ - это монологическое, последовательное изложение материала в описательной или повествовательной форме. Он используется для сообщения фактических сведений, требующих образности и последовательности изложения. Применяется рассказ на всех этапах обучения, меняются лишь задачи изложения, его стиль и объем. Рассказ используется в работе с детьми любого возраста, но наибольший развивающий эффект он имеет при обучении младших школьников, склонных к образному мышлению.

Развивающий смысл рассказа состоит в том, что он приводит в состояние активности психические процессы: воображение, мышление, память, эмоциональные переживания. Воздействуя на чувства человека, рассказ помогает понять и усвоить смысл заключенных внемнравственных оценок и норм поведения.

В соответствии с целями выделяют несколько видов рассказа:

- рассказ-вступление, назначение которого состоит в том, чтобы подготовить учащихся к изучению нового материала;

- рассказ-повествование — используется для изложения намеченного содержания;

- рассказ-заключение — подводит итоги по изученному материалу.

Рассказ как метод обучения должен обеспечить достижение дидактических целей; содержать достоверные факты; иметь четкую логику ; изложение должно быть доказательным, образным, эмоциональным, учитывающим возрастные особенности обучаемых. Он должен быть коротким (до 10 мин). В чистом виде рассказ применяется сравнительно редко. Чаще он используется в сочетании с другими методами обучения — иллюстрацией, обсуждением, беседой.

Если с помощью рассказа не удается обеспечить ясного и четкого понимания тех или иных положений, то применяется метод объяснения.

Объяснение это истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений. Для объяснения характерна доказательная форма изложения, основанная на использовании логически связанных умозаключений, устанавливающих истинность тех или иных суждений. К объяснению чаще всего прибегают при изучении теоретического материала. Как метод обучения объяснение широко используется в разных возрастных группах. Однако, в среднем и старшем школьном возрастах потребность в нем появляется чаще в связи с усложнением теоретического материала и возрастающими интеллектуальными возможностями учащихся.

К объяснению как методу обучения предъявляются такие требования, как точная и четкая формулировка сути проблемы; последовательное раскрытие причинно-следственных связей, аргументации и доказательств; использование сравнения, аналогии, сопоставления; безукоризненная логика изложения.


Во многих случаях объяснение сочетается с наблюдениями, с вопросами, задаваемыми как обучающим, так и обучаемыми, и может перерасти в беседу.

Беседа диалогический или вопросно-ответный метод обучения, при котором педагог путем постановки системы вопросов подводит учащихся к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного. Беседа как метод обучения может быть применена для решения любой дидактической задачи. Различают индивидуальные (вопросы адресованы одному ученику), групповые (вопросы адресованы определенной группе) и фронтальные (вопросы адресованы всем) беседы.

В зависимости от задач, которые ставит педагог в процессе обучения, содержания учебного материала, уровня творческой познавательной деятельности учащихся, места беседы в структуре занятия выделяют различные виды бесед:

- вводные, или организующие, беседы, которые проводятся перед изучением нового материала для актуализации ранее усвоенных знаний и выяснения степени готовности учащихся к познанию, включению в предстоящую учебно-познавательную деятельность;

- беседы -сообщения новых знаний, которые бывают катехизическими (воспроизведение ответов в той формулировке, которая была дана в учебнике или учителем); сократическими (предполагающими размышления) и эвристическими (включение учащихся в процесс активного поиска новых знаний, формулирования выводов);

- синтезирующие, или закрепляющие, беседы, служат для обобщения и систематизации имеющихся у учащихся знаний и способов их применения в различных ситуациях;

- контрольно-коррекционные беседы применяются в диагностических целях, а также для уточнения, дополнения новыми сведениями имеющихся у учащихся знаний.

Одной из разновидностей беседыявляется собеседование, которое можетпроводиться с отдельным человеком или группой людей.

При проведении беседы важно правильно формулировать и задавать вопросы. Они должны быть краткими, четкими, содержательными; иметь логическую связь между собой; раскрывать в совокупности сущность изучаемого вопроса; способствовать усвоению знаний в системе. По содержанию и форме вопросы должны соответствовать уровню развития обучаемых (слишком легкие и очень трудные вопросы не стимулируют активной познавательной деятельности, серьезного отношения к познанию). Не следует задавать двойные, подсказывающие вопросы, содержащие готовые ответы; формулировать альтернативные вопросы, допускающие ответы типа «да» или «нет».

Беседа как метод обучения имеет следующие достоинства:активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся; развивает их речь, память, мышление; имеет воспитательное влияние; является хорошим диагностическим средством, помогает контролировать знания учащихся. Вместе с тем этот метод имеет ряд недостатков:требует больших временных затрат; если у учащихся нет определенного запаса представлений и понятий, то беседа оказывается малоэффективной. Кроме того, беседа не формирует практические умения и навыки; содержит элемент риска, так как учащийся может дать неправильный ответ, который воспринимается другими и фиксируется в их памяти.

Лекция это монологический способ изложения объемного материала. От других словесных методов изложения материала отличается более строгой структурой; обилием сообщаемой информации; логикой подачи учебного материала; системным характером изложения знаний.

Различают научно-популярные и академические лекции. Научно-популярные лекции используются для популяризации знаний. Академические лекции применяются в старших классах средней школы, в средних профессиональных и высших учебных заведениях. Лекции посвящаются крупным и принципиально важным разделам учебной программы. Они различаются по своему назначению и характеру деятельности.

В первом случае выделяют вводные, обзорные, эпизодические лекции. Вводная лекция имеет целью осуществить «вхождение» учащихся в тему, их общее знакомство с содержанием курса или отдельной крупной темы. Обзорная лекция проводится по завершении курса, раздела и преследует цель обобщить и расширить знания учащихся, привести их в систему. По мере необходимости в процессе изучения предмета, без предварительного планирования проводится эпизодическая лекция.

Во втором случае различают информационные и проблемные лекции. Информационная лекция характеризуется монологическим изложением материала педагогом и исполнительской деятельностью учащихся. Это вариант классической лекции. Проблемная лекция в отличие от информационной предполагает не столько передачу информации учащимся, сколько их приобщение к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения.

Выбор типа лекции зависит от цели, содержания учебного материала, применяемой системы обучения, особенностей учащихся и т.п. Стержнем лекции является какое-либо теоретическое обобщение, относящееся к сфере научного познания. Конкретные факты, составляющие основу беседы или рассказа, здесь служат лишь иллюстрацией или исходным, отправным моментом. Как правило,лeкция зaвеpшaeтcя тем, что учащимся предлагаются вопросы и задания для самостоятельной работы, перечень литературы.

Актуальность использования лекции в современных условиях возрастает в связи с применением блочного изучения нового материала по темам или крупным разделам.

Учебная дискуссия как метод обучения основывается на обмене взглядами по определенной проблеме. Причем эти взгляды отражают или собственные мнения участников дискуссии, или опираются на мнения других лиц. Главная функция учебной дискуссии — стимулирование познавательного интереса. С помощью дискуссии ее участники приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся отстаивать свою позицию, считаться со взглядами других.

Этот метод целесообразно использовать, если учащиеся имеют необходимые знания по теме предстоящей дискуссии, обладают значительной степенью зрелости и самостоятельности мышления, умеют аргументировать, доказывать и обосновывать свою точку зрения. К дискуссии поэтому надо предварительно готовить учащихся как в содержательном, так и в формальном отношении. Содержательная подготовка заключается в накоплении необходимых знаний по теме предстоящей дискуссии, а формальная — в выборе формы изложения этих знаний. Без знаний дискуссия становится беспредметной, бессодержательной, а без умения выразить мысли, убедить оппонентов — лишенной привлекательности, противоречивой.

Учебная дискуссия нуждается в четкой методической организации и ограничении по времени. Ее участники в своих выступлениях не должны выходить за рамки 1,5-2 минут, а окончательное подведение итогов дискуссии необходимо увязывать с изучаемыми разделами, главами, темами курса. Элементы дискуссии практикуются уже в школе второй ступени, в полном объемеэтот метод используется в старших классах.

Работа с учебником и книгой один из важнейших методов обучения. Главное достоинство данного метода — возможность для ученика в доступном для него темпе и в удобное время многократно обращаться к учебной информации. При использовании программированных учебных книг, в которых, кроме учебной, содержится и управляющая информация, эффективно решаются вопросы контроля, коррекции, диагностики знаний и умений.

Работа с книгой может быть организована под непосредственным руководством учителя и в форме самостоятельной работы учащегося с текстом. Этот метод реализует две задачи: учащиеся усваивают учебный материал и накапливают опыт работы с текстами, овладевают различными приемами работы с печатными источниками.

Среди приемов самостоятельной работы учащихся с текстами можно выделить следующие:

- конспектирование — краткая запись, краткое изложение содержания прочитанного. Различают сплошное, выборочное, полное и краткое конспектирование. Конспектировать материал можно от первого (от себя) или третьего лица. Предпочтительнее конспектирование от первого лица, так как в этом случае лучше развивается самостоятельность мышления;

- тезирование — краткое изложение основных идей в определенной последовательности;

- реферирование — обзор ряда источников по теме с собственной оценкой их содержания, формы;

- составление плана текста — после прочтения текста необходимо разбить его на части и озаглавить каждую из них. План может быть простой и сложный;

- цитирование — дословная выдержка из текста. Цитировать следует корректно, не искажая смысла. Необходима точная запись выходных данных (автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница);

- аннотирование — краткое, свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла;

- рецензирование — написание рецензии, т. е. краткого отзыва с выражением своего отношения о прочитанном;

- составление справки сведений о чем-либо, полученных в процессе поисков. Справки бывают биографическими, статистическими, географическими, терминологическими и др.;

- составление формально-логической модели — словесно-схематическое изображение прочитанного;

- составление тематического тезауруса — упорядоченного комплекса базовых понятий по теме, разделу, всей дисциплине;

- составление матрицы идей (решетки идей, репертуарной решетки) — представление в форме таблицы сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов;

- пиктографическая запись — бессловесное изображение.

Таковы основные приемы самостоятельной работы с печатными источниками. Установлено, что владение разнообразными приемами работы с текстами повышает продуктивность учебно-познавательной деятельности, позволяет экономить время на усвоении содержания материала.

Демонстрация, или показ , как метод обучения предполагает создание у учащихся наглядного образа изучаемого предмета, явления или процесса путем его предъявления в ходе учебного занятия. В зависимости от содержания изучаемого материала и способа действий учащихся применяются различные виды демонстрации: личная демонстрация изучаемых приемов и действий; демонстрация с помощью специально подготовленных обучаемых; демонстрация реального оборудования, материалов, инструментов; демонстрация изобразительных средствнаглядности; демонстрация видеофильмов и др. В любом случае необходима оптимальная дозировка показываемых средств и строгая последовательность их предъявления.

Метод демонстраций служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но используется и для ознакомления с внешним видом предмета, его внутренним устройством. Наиболее эффективен этот метод тогда, когда учащиеся сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные измерения, устанавливают зависимости, благодаря чему осуществляется активная познавательная деятельность, расширяется кругозор, создается чувственная (эмпирическая) основа познания.

Дидактической ценностью обладает демонстрация реальных предметов, явлений или процессов, протекающих в естественных условиях. Но не всегда такая демонстрация возможна. В этом случае используют или демонстрацию натуральных предметов в искусственной среде (животных в зоопарке) или демонстрацию искусственно созданных объектов в естественной среде (уменьшенные копии механизмов). Объемные модели играют важную роль при изучении всех предметов, так как позволяют познакомить с конструкцией, принципами действия механизмов (работа двигателя внутреннего сгорания, доменной печи). Многие современные модели дают возможность проводить непосредственные измерения, определять технические или технологические характеристики. При этом важно правильно подбирать объекты для демонстрации, умело направлять внимание учащихся на существенные стороны демонстрируемых явлений.

Повышению эффективности демонстрации как метода обучения способствуют правильный выбор объектов, умение педагога направить внимание учащихся на существенные стороны демонстрируемых явлений, а также правильное его сочетание с другими методами. Процесс демонстрации должен быть построен таким образом, чтобы, все учащиеся хорошо видели демонстрируемый объект; могли воспринимать его по возможности всеми органами чувств, а не только глазами; важнейшие существенные стороны объекта производили на учащихся наибольшее впечатление и привлекали максимум внимания; обеспечивалась возможность самостоятельного измерения изучаемых качеств объекта.

С методом демонстрации тесно связан метод иллюстрации. Иногда эти методы отождествляют, не выделяют как самостоятельные, в то время как метод иллюстраций предполагает показ предметов, процессов и явлений в их символическом изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т. п. В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств (многокрасочные карты с пластиковым покрытием, альбомы, атласы и т.п.).

Если метод демонстрации используется тогда, когда процесс или явление учащиеся должны воспринять в целом, то метод иллюстрации - когда требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами.

Упражнение многократное сознательное выполнение учебных действий (умственных или практических) с целью овладения ими или повышения их качества (формирования умений и навыков). Различают устные,письменные, графические и учебно-трудовые упражнения.

Устные упражнения способствуют развитию культуры речи, логического мышления, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся.

Основное назначение письменных упражнений состоит в закреплении знаний, выработке необходимых умений и навыков их применения.

К письменным тесно примыкают графические упражнения. Их применение помогает лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал; способствует развитию пространственного воображения. К графическим упражнениям относятся работы по составлению графиков, чертежей, схем, технологических карт, зарисовок и т. д.

Особую группу составляют учебно-трудовые упражнения, целью которых является применение теоретических знаний в трудовой деятельности. Они способствуют овладению навыками обращения с орудиями труда.

По своему дидактическому назначению упражнения делятся на вводные, основные и тренировочные. Вводные упражнения имеют цель вслед за практической демонстрацией добиться точного выполнения, как правило, отдельных элементов показанных действий. Основные упражнения проводится для доведения исполнения действий до существующих требований и формирования соответствующих умений. Тренировки же необходимы для поддержания сформированных навыков и умений на достаточно высоком уровне.

Существует также деление упражнений на специальные, производные и комментированные. Специальными называются многократно повторяемые упражнения, направленные на формирование новых учебных, трудовых умений и навыков. Если в специальные упражнения вводятся упражнения, применявшиеся прежде, то они называются производными и способствуют повторению и закреплению ранее сформированных умений и навыков.

Учителями разработано много методических приемов, новшеств, новаторских подходов к проведению различных форм занятий. По форме проведения можно выделить следующие группы нестандартных уроков:

1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровения, урок “Дублер начинает действовать”.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, митинг, регламентированная дискуссия, панорама, телепередача, телемост, рапорт, диалог, “живая газета”, устный журнал.

5. Уроки-фантазии: урок сказка, урок-сюрприз, урок XXI века, урок “Подарок от Хоттабыча”.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, трибунал, цирк, патентное бюро, ученый совет, редакционный совет.

Особенности нестандартных уроков заключаются в стремлении учителей разнообразить жизнь школьника: вызвать интерес к познавательному общению, к уроку, к школе; удовлетворить потребность ребенка в развитии интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др. сфер. Проведение таких уроков свидетельствует и о попытках учителей выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. И в этом заключается их положительная сторона. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Им необходимо найти место в работе каждого учителя, так как они обогащают его опыт в разнообразном построении методической структуры урока.

Лекция 8. Методы обучения

Слово “метода” в русском языке насчитывает тысячу лет. Методов обучения имеется несколько десятков (М.Н. Скаткин). И несмотря на долгую историю развития этого понятия, на многообразие самих методов, пока еще не сложилось единой, общепризнанной теории методов обучения. Что такое метод обучения? Какими методами пользуется учитель? Какой системой методов предпочтительнее овладеть учителю? На эти вопросы педагогика не дает однозначного ответа. В данном пособии мы рассмотрим точки зрения на эту проблему известных отечественных дидактов (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин).

Понятие метода обучения

Что же собой представляет метод обучения? В литературе существуют различные подходы к определению этого понятия:

1) это способ деятельности учителя и учащихся;

2) совокупность приемов работы;

3) путь, по которому учитель ведет учащихся от незнания к знанию;

4) система действий учителя и учащихся и т.д.

Обучение как взаимодействие обучающего и обучающихся обусловлено как его целью - обеспечить усвоение младшим поколением накопленного обществом социального опыта, воплощенного в содержании образования, так и целями развития индивидуальности и социализации личности. Процесс обучения обусловлен также реальными учебными возможностями обучаемых к моменту обучения. Поэтому И.Я. Лернер дает следующее определение метода обучения: метод обучения как способ достижения цели обучения представляет собой систему последовательных и упорядоченных действий учителя, организующего с помощью определенных средств практическую и познавательную деятельность учащихся по усвоению социального опыта. В этом определении автор подчеркивает, что деятельность учителя в обучении, с одной стороны, обусловлена целью обучения, закономерностями усвоения и характером учебной деятельности учащихся, а с другой - сама обусловливает учебную деятельность учащихся, реализацию закономерностей усвоения и развития.

Сейчас, отмечает Ю.К. Бабанский, большинство дидактов рассматривает методы как способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение комплекса задач учебного процесса. Отличие этих определений метода обучения в том, что если в первом из них метод связывается с достижением цели обучения , то во втором цели применения метода понимаются шире - как комплекс задач учебного процесса. А в них предусмотрена реализация функций не только обучения, но и развития, а также воспитания, побуждения, организации и контроля.

Познакомим читателя и с третьим подходом к определению метода обучения. Философы отмечают, что в общественной и материальной действительности нет никаких методов и имеются лишь объективные законы (Тодор Павлов). То есть методы имеются в головах, в сознании, а отсюда - в сознательной деятельности человека. Метод - это правила действия. Метод непосредственно фиксирует не то, что есть в объективном мире, а то, как человек должен поступить в процессе познания и практического действия (П.В. Копнин). Под методом я разумею точные и простые правила (Р. Декарт). Как видим, философы подчеркивают в методе прежде всего его внутреннюю сторону - правила действия, которые находятся не вне, а в сознании человека. В начале 30-х гг. XX века о методе обучения, наоборот, судили по внешним признакам, по тому, каким способом работает учитель. Если рассказывает, беседует, то и методы получают название “рассказ” , “беседа”. При таком понимании методы не определяют поведение педагога, не помогают ему ориентироваться в деятельности. Но, опираясь на философов, можно утверждать: метод не само действие, не вид и не способ деятельности. Главная мысль, основная идея, заключенная в методе как педагогическом термине, - это указание к педагогически целесообразному действию, предписание, как действовать.

В настоящее время в методах выделяют две стороны: внешнюю и внутреннюю (М.И. Махмутов). Внешняя отражает то, каким способом действует учитель, внутренняя - то, какими правилами он руководствуется. Таким образом, в понятии метода должно быть отражено единство внутреннего и внешнего, связь теории и практики, связь деятельности педагога и учащегося. Какое же можно дать определение методу обучения в этом случае?

Метод обучения - это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определенного круга задач обучения, развития и воспитания. Таким образом, в этом определении подчеркивается, что метод содержит в себе и правила действия, и сами способы действия.

Какого из приведенных определений метода обучения необходимо придерживаться? Каждый ученый дал свое понятие метода, акцентировав внимание на той или иной его стороне. Сравнение определений показывает, что они не противоречат одно другому, а дополняют друг друга. Поэтому полезно знать все приведенные определения метода обучения.

Многим из нас отчетливо помнятся времена, когда мы ни на мгновение не задумывались о самостоятельном образовании наших детей, однако в условиях современности раннее развитие детей все более твердо становится неотъемлемым элементом реальности. В популярных и довольно-таки уважаемых печатных изданиях для родителей развернута бурная дискуссия по поводу выявления недостатков и преимуществ самых разных современных систем раннего воспитания и развития детей . Сегодня довольно широко применяется практическая методика, уникальная разработка японских педагогов, основным постулатом которой является тезис: «после трех лет уже поздно обучать и развивать ребенка». Многим из нас это покажется неубедительным и, как следствие, неэффективным методом образования. Однако, пожалуй, самое неоднозначное отношение вызывает методика Глена Домана. В своей практической деятельности Доман опирался на то, что мозг с самого рождения запрограммирован на обучение и развитие ребенка . До тех пор, пока идет его активный рост малышу не требуется никакой дополнительной мотивации для обучения.

Его методика уходит корнями в далекие сороковые годы 20го столетия. В то время, юный Глен являлся успешным ученым-нейрофизиологом и практикующим специалистом в области нейрохирургии. Он опытным путем смог открыть и убедительно обосновать важнейший закон человеческой жизнедеятельности, который сегодня нам всем хорошо известен: мозг растет и находится в процессе непрекращающегося развития лишь случае, если он работает. За основу была взята идея о том, что уменьшение нагрузки на мозг в первые годы жизни малыша наилучшим образом способствует развитию его интеллекта; чем больше мы уделяем внимание физическому развитию ребенка в возрасте до года , тем интенсивнее происходит формирование мозга, в результате чего будут более совершенными и зрелыми его клетки и тем выше (по терминологии Домана) будет и его двигательный интеллект. Из этого можно сделать обоснованный вывод о том, что в результате применения теории Домана, раннее развитие новорожденного ребенка влечет за собой раннюю самостоятельность малыша, вследствие чего происходит ускоренное формирование высших отделов (и особенно коры) головного мозга, а это, в свою очередь, влечет за собой скорейшее повышение уровня сообразительнее вашего малыша.

Не удовлетворившись лишь теоретическим успехом, Доман стал разрабатывать и на практике внедрять уникальную систему реабилитации пациентов, подверженных обширному поражению центральной нервной системы, являющейся следствием тяжелых нарушений здоровья и физического развития ребенка. Применяя внешние раздражители, он пытался побудить к активности «резервные» клетки головного мозга. Одним из практических примеров выявления результатов выздоровления ребенка и уровня его развития стал такой метод: малышу стали показывать карточки с нарисованными красными точками, постепенно увеличивая их количество и интенсивность занятий по обучению и развитию ребенка. Затем - слова, картинки... После месяцев упорного труда мозг безнадежно больных детей начинал функционировать, у них появлялась работоспособность опорно-двигательного аппарата и пробуждались речевые функции. Наивысшими результатами методики развития детей младшего дошкольного возраста Глена Домана стало то, что большинство из тех детей, кого еще вчера считали неполноценными, не только догоняли, но со временем могли перегнать сверстников в интеллектуальном развитии, учились намного раньше срока читать, писать, считать, выполняли сложные гимнастические упражнения. В итоге это привело к тому, что практические основы этой методики стали применяться и для обучения здоровых детей.

Возглавляемый Гленом Доманом институт, смог добиться невероятных результатов в обучении маленьких детей математике, чтении, естествознании, истории и прочим дисциплинам, и все эти методики разработаны на основе вышеупомянутого принципа. Для более точечного развития карточки подразделяются на тематические серии, после чего их в течение дня необходимо сериями показывать ребенку (десять раз в день по десять секунд - десять карточек со словами, точками, изображениями птиц, архитектурными сооружениями и так далее). Со временем сложность программы развития детей дошкольного возраста возрастает. Неукоснительное соблюдение данных методических рекомендаций, в итоге, приводит к тому, что абсолютно из каждого ребенка можно воспитать гения. А это уже, согласитесь, весьма любопытно.

Однако, даже принимая во внимание ошеломляющие результаты, многое в опыте Домана настораживает. Исходя из положений теоретических основ в системе Домана, ребенок является пассивным объектом обучения: ему необходимо лишь усваивать информацию, получаемую от матери, когда та, в свою очередь, показывает ему серии карточек, сообщая строго определенный набор сведений о каждой. Это требует высоких затрат, так как обучающему родителю приходиться изготовить для обучаемого тысячи карточек с точками, словами, изображениями животных, растений и исторических деятелей. Это требует и высокого самоконтроля, ведь отвлечение на посторонние вопросы строго настрого запрещено.

Ребенок, чье образование и развитие происходит в этом ключе, вырастет абсолютно пассивным, не способным применить свои знания на практике ни в одной области, а заложенное от рождения стремление к самостоятельному познанию мира и развитию творческих способностей детей будет задушено в зародыше. Объясняется это достаточно просто: если при обучении использовать только картинки с соответствующим текстом, у ребенка достаточно сложно формируется умение самостоятельно читать (слушать) и, собственно, анализировать текст. Для своевременного формирования у ребенка нормального речевого аппарата, способности анализировать и интерпретировать полученный текст, ему необходимо слушать как можно больше сказок, песен, стихов, причем они не всегда должны сопровождаться картинками, Мама должна постоянно и в обязательном порядке играть с ним в традиционные потешки и пальчиковые игры. А для этого, увы, не остается ни времени, ни места.

Для своей методики развития детей младшего дошкольного возраста Доман предполагает рамки того мира, в котором малыш будет ограничен рамками своей семьи, однако прежде чем на, однако прежде всего малышу необходимо понять и усвоить свое место в системе мироздания. А также, научиться строить отношения с другими детьми и взрослыми, а при столь интенсивных занятиях ребенку просто некогда будет общаться со сверстниками. Кроме того, Доман уверен, что для физического и психического развития ребенка , малышу абсолютно незачем играть в обычные игры и игрушки, однако на самом деле спонтанная творческая игра абсолютно необходима ребенку для нормального интеллектуального и эмоционального развития.

Механическое запоминание слов - основа методики Домана для обучения чтению ребенка. Слова несколько раз в день показывают малышу, при этом Доман считает, что со временем ребенок научится понимать законы, по которым письмо передает устную речь. Практика же показывает, что любой малыш очень редко улавливает законы, по которым письмо передает устную речь. Именно поэтому рекомендуется опереться на методику развития детей, которая позволит структурировать речь у ребенка младшего школьного возраста.

Чтение

Для развития речи и обучения чтению у детей идеально подходит методика Зайцева. По этой методике ребенку вместе с изучением складывания кубиков можно вводить слова, правда, только те, которые ему хорошо уже известны и он умеет их говорить. Как только ваш ребенок выучит новое слово, нужно записать его на карточку и вставить в специальный альбом, который нужно просматривать со своим чадом, как можно чаще. По мере того, как малыш начинает говорить словосочетания, нужно вставлять в альбом и их. Потом можно писать крупными буквами (не менее 2 см в высоту) коротенькие сказки или рассказы и читать их вместе с малышом. Именно это поможет освоить письменную речь столь же просто, как и разговорную.

Физическое развитие

Многие родители интуитивно понимают, какую гимнастику делать со своими детьми для физического развития ребенка. Но Доман предлагает использовать еще один существенный нюанс - закрепить у новорожденного ползательный рефлекс. Именно это ведет к стремительному росту нижних отделов мозга, предполагает Доман.

Как это сделать? Необходимо с самого рождения ребенка помещать его в специальное приспособление для ползания - трек (его подробное описание можно найти в книге Г. Домана «Как сделать ребенка физически совершенным»). В принципе, находчивые родители с подачи Домана заменяют трек двумя книжными полками, которые ставят на полу специальным образом. Малыш должен лежать между ними так, чтобы лежа на животе, он касался их бедрами и предплечьями. Именно такая позиция позволяет срабатывать врожденному рефлексу, который помогает детям выкарабкаться из животика мамы. Также ребенок, едва появившись на свет, сможет проползать длительные дистанции.

Необходимо помещать ребенка в такой трек на время дневного сна или дать ему поползать вечерами, когда он бодрствует. Благодаря этому ребенок начинает по - настоящему ползать уже к четырем месяцам. Это, безусловно, заставляет мать гордиться своим ребенком уже с младенческого возраста!

Математика

Как считает Доман, любой ребенок при устном счете должен оперировать количеством, а не знаками обозначения цифр. Вот пример: когда нам говорят сто двадцать пять, представляем себе число 125, записанное цифрами, а не реальное количество. Именно поэту Доман предлагает достаточно регулярно и с достаточной интенсивностью демонстрировать ребенку карточки, на которых нарисованы точки от одной до бесконечности. Таким образом, ребенок научится определять количество предметов с ходу, при этом их не пересчитывая. Кроме этого, такой навык пригодится в дальнейшем, чтобы выполнять в уме арифметические действия с большими числами. В - общем, данная методика развития ребенка дошкольного возраста настолько трудоемка, что воплощать ее в жизнь тяжело. Но Доман, несомненно, прав в том, что ребенок должен понять, что такое количество, а только после этого можно его знакомить со знаками, обозначающими числа. Хорошей подмогой для развития ребенка при обучении счету может стать и пособие Зайцева «Тысяча+», основанное примерно на том же принципе.

Энциклопедические знания

Именно этот аспект обучения детей дошкольного возраста является самым спорным и сложным. Для родителей очень соблазнительным является тот факт, что совсем маленький ребенок научится знаниям истории и географии, палеонтологии и искусствознанию. Однако, если наполнить голову ребенка можно какими угодно знаниями, все таки для их использования и анализа требуется определенная интеллектуальная зрелость. Ребенок не сможет воспользоваться своими знаниями в должной мере.

Большую пользу принесет знакомство ребенка с теми фактами, которые встречаются в сказках, песнях, играх. Например, стоит показать малышу специальные карточки с предметами обихода, растениями, овощами, фруктами, домашними животными. Также полезными стоит считать карточки, на которых изображены дети, которые что - то делают (улыбаются, играют, спят). Для развития детей младшего дошкольного возраста можно сделать целые серии карточек по темам. Можно сделать карточки с профессиями: маляр, шофер, рыбак, врач, продавец, клоун. Благодаря этому развивается как кругозор ребенка, так и его речь. Все это не только расширяет кругозор малыша, но и развивает его речь. Стоит подумать об удобстве использования таких карточек: вставить их в альбом со специальными прозрачными кармашками, а картинки подписать крупными буквами. Малыш научится не только запоминать картинки, но и читать.

Такие занятия стоит совмещать с чтением самых любимых сказок и стихов. Если вы читаете русские народные сказки, то подготовьте серию карточек с изображениями предметов старинного быта (прялки, веретена, коромысла, лапти и т.д.). А вот если вы читаете «Айболит», то можно показать ребенку Африку на географической карте, рассказать о животных, которые там живут, сделать картинки с их изображениями.

Доман советует показывать каждую карточку всего одну - две секунды, потому как мозг маленького ребенка только «фотографирует» изображение, а обрабатывает потом, в состоянии покоя. Стоит заметить, что это справедливо только для детей первого - начала второго года жизни. А вот малыши постарше начинают самостоятельно рассматривать картинки, отбирать альбом и подолгу рассматривать понравившиеся изображения.

Интуитивно каждая мама самостоятельно понимает, когда стоит показывать картинки подольше. В обучении и развитии ребенка все достаточно индивидуально, все узнается методом проб и собственных ошибок. Уверены, у вас все получится!

  • 3.1. Понятие о методологических основах процесса обучения
  • 3.2. Научные подходы как методологическая основа процесса обучения
  • 3.3. Закономерности процесса обучения
  • 3.4. Принципы обучения
  • 3.5. Дидактические концепции как методологическая основа процесса обучения
  • Тема 4.
  • 4.1. Теория проблемного обучения
  • 4.2. Теория программированного обучения.
  • 4.3. Теории развивающего обучения
  • 4.4. Теория личностно ориентированного обучения
  • 5.1. Понятие о целостном педагогическом процессе
  • 5.2. Общность и специфика обучения и воспитания
  • 5.3. Процесс обучения как целостная система
  • 6.1. Цели обучения в средней школе
  • 6.2. Таксономия целей обучения
  • Категории учебных целей в познавательной области
  • 7.1. Двусторонний и личностный характер обучения
  • 7.2. Обучение как сотворчество учителя и ученика
  • 7.3. Понятие о стиле преподавания и стиле учения
  • Тема 8 мотивационный компонент учебного процесса
  • 8.1. Понятие о мотивах познавательной деятельности
  • 8.2. Виды познавательной мотивации
  • 8.3. Познавательный интерес как высший уровень познавательной мотивации
  • 9.2. Государственный образовательный стандарт
  • 9.3. Учебные планы
  • 9.3.1. Базисный учебный план
  • Базисный учебный план
  • Базисный учебный план для среднего (полного) общего образования
  • 9.3.2. Типовой учебный план
  • Примерный учебныЙ план физико-математического профиля среднего (полного) общего образования
  • Примерный учебныЙ план химико-биологического профиля среднего (полного) общего образования
  • Примерный учебныЙ план социально-экономического профиля среднего (полного) общего образования
  • Примерный учебныЙ план филологического профиля среднего (полного) общего образования
  • Примерный учебныЙ план
  • Индустриально-технологического профиля
  • Среднего (полного) общего образования
  • Направление – электротехника/радиоэлектроника
  • (*) Профильный учебный предмет на основе элементов государственного стандарта начального профессионального образования.
  • Примерный учебныЙ план оборонно-спортивного профиля среднего (полного) общего образования
  • Примерный учебныЙ план для универсального обучения (непрофильное обучение) среднего (полного) общего образования
  • 9.3.3. Рабочий учебный план (учебный план общеобразовательной школы)
  • 9.4. Учебные предметы, программы и учебная литература
  • Тема 10
  • 10.1. Понятие о методах обучения
  • 10.1.1. Классификации методов обучения
  • 10.1.2. Традиционные методы обучения
  • 10.1.3. Активные методы обучения
  • Активные методы обучения
  • 10.2. Понятие о средствах обучения и их функциях в учебном процессе. Классификации средств обучения
  • 10.3. Понятие об организационных формах обучения. Классификации организационных форм обучения
  • 10.3.1. Формы организации всей системы обучения (системы обучения)
  • 10.3.2. Формы организации учебной работы (виды занятий)
  • 10.3.3. Формы учебной деятельности учащихся
  • 6.4. Урок как основная форма обучения, виды, типы и структура уроков
  • 10.5. Подготовка учителя к уроку
  • 10.6. Требования к современному уроку
  • 10.7. Понятие об анализе урока и требованиях к нему
  • Виды анализа урока
  • Пример отражения хода поэтапного анализа урока
  • Тема 11. Контрольно-регулировочный компонент учебного процесса
  • 11.1. Диагностика обученности учащихся
  • 11.2. Виды контроля
  • 11.3. Методы и приемы контроля
  • 10.4. Формы контроля
  • Тема 12
  • 12.1. Особенности и проблемы современного учебного процесса
  • 12.2. Современные модели организации обучения
  • 12.4. Сущность инновационной педагогической деятельности.
  • 12.4.1. Понятие об инновационной педагогической деятельности
  • 12.3.2. Виды инновационной педагогической деятельности
  • 12.3.3. Анализ инновационной педагогической деятельности
  • 12.4. Авторская школа как вариант инновационной педагогической деятельности
  • 12.5. Типология и многообразие образовательных учреждений
  • Перечень типов и видов государственных и муниципальных образовательных учреждений
  • I Тип - Дошкольное образовательное учреждение
  • II Тип - Общеобразовательное учреждение
  • III Тип - Общеобразовательная школа-интернат
  • Вопросы к итоговому контролю
  • 10.1.2. Традиционные методы обучения

    Лекция – метод устного изложения учебного материала, предусматривает развернутое изложение теоретических или практических проблем, предполагающее обстоятельное раскрытие сложных понятий, закономерностей, идей. Проведение занятий лекционным методом требует от педагога не только глубокого знания излагаемой проблемы, но и достаточного педагогического опыта, высокого уровня методического мастерства. Вот почему к чтению лекций допускаются наиболее подготовленные преподаватели – специалисты в конкретной области знаний и только после обсуждения ее содержания на совещаниях соответствующих кафедр, предметно-методических комиссий.

    Выделяют вводные, обзорные, эпизодические лекции. По характеру деятельности различают информационные и проблемные лекции.

    Вводная лекция имеет целью осуществить «вхождение» учащихся в тему, их общее знакомство с содержанием курса или отдельной крупной темы.

    Обзорная лекция проводится по завершении курса, раздела и преследует цель обобщить и расширить знания учащихся, привести их в систему.

    Эпизодическая лекция проводится без предварительного планирования, по мере необходимости в процессе изучения предмета.

    Информационная лекция характеризуется монологическим изложением материала педагогом и исполнительской деятельностью учащихся. Это хорошо известная классическая лекция.

    Проблемная лекция, в отличие от информационной, предполага­ет не столько передачу информации учащимся, сколько их приобщение к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения.

    Выбор типа лекции зависит от цели, содержания учебного матери­ала, применяемой системы обучения, особенностей учащихся и т.п.

    Как правило, лекция завершается тем, что учащимся предлагаются вопросы и задания для самостоятельной работы, перечень литературы.

    Рассказ представляет собой изложение преимущественно фактического материала в описательной или повествовательной форме. При этом преподаватель (учитель) широко опирается на личную подготовку и профессиональный опыт других педагогов. Особое внимание в этом случае обращается на подбор и освещение фактического материала, использование наглядных средств обучения, подведение учащихся к необходимым обобщениям и выводам.

    По целям выделяется несколько видов рассказа: рассказ-вступление (его назначение – подготовить учащихся к изучению нового материала), рассказ-повествование (служит для изложения намеченного содержания), рассказ-заключение (завершает отрезок обучения).

    Рассказ может быть использован в работе с детьми любого возраста, но наибольший обучающе-развивающий эффект дает в обучении младших школьников, накапливающих фактический материал и склонных к образному мышлению.

    Рассказ должен быть коротким (до 10 минут), протекать на положительном эмоциональном фоне. Эффективность рассказа зависит от сочетания его с другими методами обучения – иллюстрацией (в младших классах), обсуждением (в средних и старших), а также от условий – места и времени, выбранных учителем для рассказа о тех или иных фактах, событиях, людях.

    Беседа – диалогический или вопросно-ответный способ изложения и закрепления учебного материала. Она относится к наиболее «старым» методам обучения, ее широко использовал еще Сократ. Достоинствами беседы является то, что она, во-первых, заставляет мысль ученика следовать за мыслью учителя, в результате чего учащиеся постепенно продвигаются в освоении новых знаний, во-вторых, она активизирует мышление, служит хорошим способом проверки качества усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил учащихся, создает условия для оперативного управления процессом познания. Беседа наиболее эффективна в целях:

    1) подготовки учащихся к работе на уроке;

    2) ознакомления их с новым материалом;

    3) систематизации и закрепления знаний;

    4) текущего контроля и диагностики усвоения знаний.

    По назначению выделяют следующие виды бесед:

    1) вводные или организующие (проводятся перед началом учебной работы с целью выяснения степени усвоения ранее изученного материала, понимания учащимися задания, того, что и как нужно делать);

    2) сообщения новых знаний (беседы-сообщения бывают катехизическими (вопросно-ответными, не допускающими возражений, с запоминанием ответов); сократическими (мягкими, почтительными со стороны ученика, но допускающими сомнения и возражения); эвристическими, наиболее популярными в современной школе (ставящими ученика перед проблемами и требующими собственных ответов на поставленные учителем вопросы));

    3) синтезирующие или закрепления (служат для обобщения и систематизации уже имеющихся у учащихся знаний);

    4) контрольно-коррекционные (применяются в диагностических целях, а также тогда, когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у учащихся знания).

    Ведущая роль в ходе беседы отводится руководителю занятий. Он должен тщательно продумать содержание темы и цели занятия, выделить круг вопросов, умело сформулировать их. Как показывает практика, беседы проходят интересно и активно, если вопросы, выдвинутые педагогом, побуждают обучаемых думать, сравнивать, сопоставлять, творчески анализировать свой опыт и прежние знания.

    Объяснение предполагает раскрытие смысла явлений, процессов и действий посредством изложения в повествовательной форме действующих в них причинно-следственных связей и отношений. Объяснение чаще всего используют при изучении теоретического материала различных наук, решении физических, химических, математических задач, теорем; при раскрытии коренных причин и следствий в явлениях природы и общественной жизни. В этом случае обучающий обращает внимание на наиболее сложные учебные вопросы, фиксирует на них внимание обучаемых. Считается, что в объяснении главное место принадлежит приемам доказательства и рассуждения. Объяснить, значит не только ответить на вопрос «Что это такое?», но и разъяснить «Почему?», «Как?», «Зачем?» и так далее. В то же время объяснение требует от педагога краткости, четкости, логичности, строгой формулировки выводов и определений.

    Объяснение как метод обучения широко используется с детьми всех возрастных групп. Однако в среднем и старшем школьном возрасте, в связи с усложнением учебного материала и возрастающими интеллектуальными возможностями, необходимость в объяснении становится все более настоятельной.

    Учебная дискуссия представляет собой обмен взглядами по конкретной проблеме, направлена на стимулирование познавательного интереса.

    Условие эффективности учебной дискуссии – предварительная и основательная подготовка к ней учащихся как в содержательном, так и в формальном отношении. Содержательная подготовка заключается в накоплении необходимых знаний по теме предстоящей дискуссии, а формальная – в выборе формы изложения этих знаний. Применение учебной дискуссии в учебном процессе способствует развитию у учащихся умений ясно и точно излагать свои мысли, четко и однозначно формулировать вопросы, приводить конкретные доказательства.

    Учебная дискуссия нуждается в четкой методической организации и ограничении по времени. Ее участники в своих выступлениях не должны выходить за рамки 1,5-2 минут, а окончательное подведение итогов необходимо увязывать с изучаемыми разделами, главами, темами курса.

    Элементы дискуссии практикуются уже в школе второй ступени, в полном объеме метод используется в старших классах.

    Работа с книгой как метод обучения используется в целях ознакомления учащихся со структурой учебной книги, ее беглого просмотра, чтения отдельных глав, поиска ответов на определенные вопросы, изучения материала, реферирования отдельных отрывков текста или всей книги, решения примеров и задач, выполнения контрольных текстов, заучивания материала на память. В зависимости от целей данный метод имеет ряд модификаций.

    Среди факторов, определяющих эффективность данного метода, наиболее важными являются: умение свободно читать и понимать прочитанное, умение выделять главное в изучаемом материале, умение вести записи, составлять структурные и логические схемы (опорные конспекты), умение подобрать литературу по изучаемому вопросу.

    Наибольшее распространение получили два вида работы с книгой: на работе под руководством учителя и дома самостоятельно с целью закрепления и расширения полученных на уроке знаний

    Метод демонстрации (показа ) предполагает создание у обучаемых наглядного образа изучаемого предмета, явления или процесса путем его предъявления в ходе учебного занятия. В зависимости от содержания изучаемого материала и способа действий обучаемых применяются различные виды демонстрации: личная демонстрация изучаемых приемов и действий; демонстрация с помощью специально подготовленных обучаемых; демонстрация реального оборудования, материалов, инструментов; демонстрация изобразительных средств наглядности; демонстрация видеофильмов и др. Однако дидактика требует оптимальной дозировки показываемых средств и строгой последовательности их предъявления.

    Эффективности демонстрации способствует правильный выбор объектов, умение педагога направить внимание учащихся на существенные стороны демонстрируемых явлений, а также правильное сочетание различных методов. Процесс демонстрации должен быть построен так, чтобы:

      все учащиеся хорошо видели демонстрируемый объект;

      могли воспринимать его по возможности всеми органами чувств, а не только глазами;

      важнейшие существенные стороны объекта производили на учащихся наибольшее впечатление и привлекали максимум внимания;

      обеспечивалась возможность самостоятельного измерения изучаемых качеств объекта.

    К методу демонстрации тесно примыкает метод иллюстрации , который по традиции в отечественной дидактике рассматривается как самостоятельный. Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций и т.п.

    Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, взаимно дополняя и усиливая совместное действие. Когда процесс или явление учащиеся должны воспринимать в целом, используется демонстрация, когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами – прибегают к методу иллюстрации.

    Интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации (кодоскопов, проекторов, учебного телевидения, видеомагнитофонов, компьютеров с дисплейным отражением информации) позволяет выделить в качестве отдельного метода обучения видеометод . Он служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации

    С помощью видеометода эффективно решаются многие дидактические и воспитательные задачи. Он полезен для:

      изложения новых знаний, в частности, очень медленных (рост растений) или очень быстрых (удар упругих тел) процессов, когда невозможно непосредственно наблюдать явление или непосредственное наблюдение не может вскрыть сущности явления;

      объяснения в динамике принципов действия сложных механизмов и машин;

      создания специфической языковой среды на уроках иностранного языка;

      представления видеодокументов на уроках истории, этики, обществоведения, литературы, укрепления связи обучения с жизнью;

      организации тестовых испытаний;

      выполнения тренировочных работ, упражнений, моделирования процессов, проведения необходимых измерений;

      создания баз (банков) данных для проведения учебно-тренировочных и исследовательских работ;

      компьютерного учета успеваемости каждого учащегося класса, осуществления дифференцированного подхода к организации обучения;

      рационализации учебного процесса, повышения его продуктивности, обеспечения оптимального объема передачи и усвоения научной информации путем повышения качества педагогического управления.

    Эффективность данного метода напрямую зависит от качества видеопособий и применяемых технических средств. Видеометод предъявляет большие требования к организации учебного процесса, которая должна отличаться четкостью, продуманностью, целесообразностью.

    Метод упражнения многократное сознательное повторение умственных или практических действий с целью формирования профессионально важных навыков или умений (навыков и умений).

    По своему дидактическому назначению упражнения делятся на вводные , основные и тренировочные . Вводные упражнения имеют цель вслед за практической демонстрацией добиться точного выполнения, как правило, отдельных элементов показанных действий. Основные упражнения проводятся для доведения исполнения действий до существующих требований и формирования соответствующих умений. Тренировки уже необходимы для поддержания сформированных навыков и умений на достаточно высоком уровне.

    Также существует деление упражнений на специальные , производные и

    Нетрадиционные методы обучения

    В современных условиях бурного развития начальной школы, появления альтернативных программ и систем обучения учитель старается работать творчески. Это значит, что он систематически пополняет свои знания, уроки проводит разнообразно и увлекательно.

    Работая с детьми младшего школьного возраста, я поняла, что серьёзный и большой по объёму материал можно давать в игровой, увлекательной и доступной для детей форме. Урок должен не только увеличивать запас систематических знаний учащихся, но и воспитывать в них желание и умение учиться. Эмоциональный фон урока должен помочь детям лучше и глубже усвоить содержание материала. Существует тесная связь между знаниями и познавательными интересами. Только учебная деятельность, построенная с доминированием элементов, форм и правил игровой деятельности, с её живостью, непосредственностью и эмоциональностью способствует желанию учиться с радостью и удовольствием.

    Младший школьник имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. Всё это осложняет работу учителя. Для того чтобы поддерживать в течение урока внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. Помогут в этом нетрадиционные уроки .

    По определению И.П.Подласова , нетрадиционный урок - это «импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру».

    Наиболее распространённые типы нетрадиционных уроков:

    Урок фантазирования

    Урок-соревнование

    Урок открытых мыслей

    Урок-турнир

    Урок-диспут

    Урок-эврика

    Урок-зачёт

    Урок творчества

    Урок-спектакль

    Урок-конкурс

    Урок-конференция

    Интегрированный урок

    Урок-игра

    Урок-сказка

    Урок взаимного обучения

    Урок-КВН

    Урок-путешествие

    Аукцион знаний

    Волшебный конверт

    Нетрадиционные уроки чаще имеют место при проверке и обобщении знаний учащихся. Но некоторые из них (путешествие, интегрированный, коллективный урок, лекция) можно использовать при изучении нового материала. Такие уроки желательно ставить по расписанию последними, так как дети увлекаются игрой, что может помешать проведению следующих уроков.

    К данному виду урока готовится заранее не только учитель, но и весь класс, а иногда и родители. Дети могут смастерить наглядные пособия, подготовить доклады и сообщения по дополнительной литературе, оформить кабинет, пригласить и встретить гостей.

    Приведу краткое описание ряда нетрадиционных уроков.

    Урок-путешествие.

    Урок проводится в форме воображаемого путешествия. Этапами урока являются остановки по пути следования. Экскурсоводом может быть учитель или заранее приготовленный ученик.

    Учащимся предлагается маршрутный лист. Дети выбирают транспорт, снаряжение, одежду-всё, что необходимо для путешествия.

    Урок построен в виде практических заданий, которые дети выполняют на остановках. Остановки учитель планирует заранее. Например, во время кругосветного путешествия по теме «Материки и океаны» учащиеся совершают остановки на каждом континенте и узнают отличительные особенности природы Америки, Африки, Австралии и т.д.

    Во время путешествия учащиеся выполняют путевые заметки, зарисовки, заполняют маршрутный лист (в виде контурной карты). По окончании путешествия составляют отчёт об « увиденных» объектах.

    Урок-сказка.

    Урок строится по русским народным сказкам, по сказкам В.Бианки, М.Пришвина, Н.Сладкова, или учитель сочиняет новую сказку.

    Как и в любой сказке, на таком уроке должны быть положительные герои и отрицательные. В сказке должна быть завязка: проблемный вопрос, необычная ситуация, загадка, появление героя сказки в необычном костюме.

    Далее следует кульминация, развитие сюжета, где обязательны борьба добра и зла, споры, шутки, преодоление трудностей и т.д. Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока.

    Заканчивается урок-сказка развязкой, победой добра над злом, знания над незнанием.

    Урок-КВН.

    Проводится в форме соревнований между командами. Этапами урока являются задания для команд: разминка, практические задания, поединок капитанов, физкультминутки.

    Каждая команда в начале урока выбирает название (лучше по теме урока) и капитана команды. Приглашается жюри.

    Вопросы и задания по содержанию носят познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми.

    Урок-викторина.

    Урок похож на урок-КВН, разница только в том, что учащиеся работают не по командам, а индивидуально. Урок-викторина и урок-КВН проводятся с целью повторения учебного материала.

    Урок-игра.

    Названный вид урока может быть проведён в форме игр «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай» и др. Учебная задача данных уроков-обобщение и систематизация знаний учащихся.

    Урок-лекция.

    Проводится в 3-4 классе при условии высокого интеллектуального развития школьников.

    Материал лекции должен быть интересным, сопровождаться показом наглядных пособий, содержать много примеров из личного опыта учителя и школьников. Лекция проводится в течение 30 мин., в остальное время урока можно провести самостоятельную работу по проверке усвоения материала или провести этап закрепления и систематизации знаний.

    Коллективный урок.

    Используется при изучении несложного нового материала. Класс делится на несколько групп по 5-6 человек. В одну из групп выбираются наиболее сильные учащиеся. Вначале урока каждая группа выполняет проверочное задание по домашней работе (письменные задания по карточкам, перфокартам; устные-по ребусам, кроссвордам, учебникам).

    Учитель в это время работает с группой сильных школьников, объясняет им новую тему, закрепляет материал, даёт инструкции, выполняет схемы, рисунки, таблицы. Подготовленные «учителя» подсаживаются по одному к другим группам и объясняют новую тему одноклассникам. Учащиеся сразу проводят в своих группах закрепление материала, выполняют в классных тетрадях рисунки и схемы. В конце урока учитель проверяет знания школьников либо устно, либо письменно. Оценивается работа «учителей» и их «учеников».

    Коллективная форма обучения довольно сложна для учащихся начальных классов. К подобному уроку детей необходимо готовить постепенно, вводя на различных уроках элементы групповой работы. Многое зависит от продуманности заданий (инструкций и опорных схем) при объяснении нового материала группе сильных школьников.

    Можно проводить не только нестандартные уроки, но и использовать нестандартные приёмы на различных этапах урока. Например, при подведении итога урока, мы недостаточно часто используем задачи наглядно-образного характера. В силу ограничения времени итог проводится быстро, с помощью вопросов: «Чему научились?», «Что нового узнали?» и т. д. Такая не очень конкретная постановка вопросов заставляет детей давать зачастую туманные, расплывчатые, не несущие смысловой нагрузки ответы.

    А ведь целенаправленный характер интересно и необычно организованных условий для подведения итога урока-заключительный аккорд в учебно-воспитательном процессе!

    Известно, что к концу урока в силу различных причин, в том числе и физиологических, у детей притупляется внимание, падает работоспособность, нарастает умственная напряженность. Эта заключительная часть урока не должна проходить серо и уныло. Поэтому целесообразно в игровой форме, отличающейся своей оригинальностью и необычностью, привлечь внимание детей к завершающему этапу урока и закончить его на одном дыхании.

    2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.