Требования к современному уроку. Методы проведения и организации уроков по специальной подготовке (ДПЮ) в школе

Воспитательные требования , которые предусматривают реализацию воспитательных функций обучения:

Единство морального, нравственного, трудового воспитания, формирования мировоззрения, политической культуры школьника;

Формирование инициативы, ответственности, добросовестности, трудолюбия;

Выработка привычки к систематичности работы, дисциплины и т.п..

Дидактические требования , которые заключаются:

В реализации принципов обучения;

В четком определении целей, задач обучения. Учитель должен знать, какого уравнения учебных компетентностей должны достичь учащиеся на определенном занятии (глубина, осознанность, прочность, объем, умение работать самостоятельно, по образцу, алгоритму или творчески)

В организации работы (выбор содержания, методов, приемов, определения структуры занятия, его материальное оборудование, темп и ритм и т.д.);

Психологические требования . Учитель должен учитывать психологические особенности учащихся, их реальные учебные возможности, стимулировать положительное отношение учащихся к учебно-познавательной деятельности, формировать позитивную мотивацию. Важным является и настрой учителя на проведение занятия, требующее собранности, внимательности, самоконтроля, самообладания, контакта с классом подобное.

Гигиенические требования направлены на обеспечение на уроке условий, затрагивающих здоровье учеников. Они связаны не только с соблюдением режима проветривания, норм освещения, размера и размещения парт, но и созданием положительного микроклимата в классе. Реализация отдельных гигиенических требований осуществляется учителем. Так, усталость школьников можно можно предупредить, если избегать однообразия в работе, монотонного изложения, репродуктивной деятельности и др..

Соблюдение правил техники безопасности.

Требования к организации домашних заданий .

1.Доводить ученикам мысль о необходимости выполнения домашних заданий, что требует стимулирования позитивных мотивов деятельности школьников.

2.Давать домашнее задание при полном внимании всего класса.

3.Проводить инструктаж выполнения домашних заданий.

Типы современных уроков

Традиционная типология уроков проводится на основании состава и его структурных компонентов. В этих условиях определяют следующие типы уроков:

Вводный, урок изучения нового материала, урок закрепления знаний и формирования умений и навыков, повторительно-обобщающий, контрольно-проверяющий.

По ведущим методам выделяют: урок лекцию, урок диспут, игровой урок, урок-путешествие и др.. По дидактическим замыслам (подходам) наряду с традиционными видами уроков (комбинированный, информационный) выделяют интегрированный урок, проблемный урок и др..

Сегодня наиболее распространенной является типология уроков по цели. Так, по когнитивными целями выделяют: 1-й - урок усвоения новых знаний, 2-й - урок формирования умений и навыков 3-й - урок применения знаний, 4-й - урок обобщения и систематизации знаний; 5-й - урок контроля и оценки учебных достижений; 6-й - комбинированный урок.

Все большее число ученых склоняется к мысли о целесообразности создания циклов уроков, проведение которых позволило бы привлечь учащихся к тем видам деятельности, в процессе которых достигаются намеченные цели. Циклом называют определенную последовательность уроков, объединенных по какому-либо критерию, который может повторяться. Так, например, цикл может включать:

Вводный урок;

Уроки усвоения новых знаний;

Уроки развития новых умений, навыков;

Уроки обобщения, систематизации;

Уроки контроля и коррекции знаний и умений;

Итоговый урок.

Виды учебной деятельности учащихся

1. Индивидуальная работа.

2. Фронтальная работа

3. Коллективный способ

4. Групповая работа

5. Звеньевая форма

6. Бригадная форма

7. Парная работа

Средства обучения

Под средствами обучения понимают источники информации, с помощью которых учитель учит, а ученики учатся.

К средствам обучения относят: слово учителя, учебники, учебные пособия, хрестоматии, справочники и другие дидактические материалы, технические средства обучения, в том числе и масс-медиа, устройства и др..

Средства обучения можно объединить в следующие группы:

Вербальные - устное слово учителя, печатный текст, дидактические материалы и т.п.;

Наглядные - таблицы, диаграммы, рисунки, графики, реальные объекты, модели и т.д.;

Специальные - устройства, приборы и т.п.;

Технические - экранные, звуковые, комбинированные и т.д..

К современным техническим средствам обучения (ТСО) относят:

Видеопроекторы;

Экраны больших размеров;

Персональный компьютер;

Видеокамеру; видеомагнитофон и др..

Урок есть часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Современный урок есть протекание сорокапятиминутного момента жизни как продолжение её, домашней, уличной, как часть истории личностной судьбы ребёнка. Урок проживает не только ребёнок, но и учитель, как человек современной культуры, поэтому существуют и культурологические нормы его деятельности на уроке. Он не обслуживающий персонал, не слуга детей. Ему тоже должны быть созданы высокие условия работы. Этика взаимодействия, принятая на уроке в группе высокой культуры, предписывает педагогу в школе приучать детей не произносить резких категорических суждений, не подчёркивать интеллектуального превосходства кого-либо, не пренебрегать мнениями других, не перебивать выступающего. А самому быть лаконичным и четким в высказываниях, не допускать фамильярности по отношению к кому-либо, отмечать индивидуально ценностное в работе каждого, выражать благодарность в адрес всех присутствующих.

Цель:

Задачи:

  • Рассмотреть психологию и педагогику по данной проблеме
  • Проанализировать современный урок
  • Раскрыть понятие качественного образования
  • Описать модель урока
  • Рассмотреть методики обучений

Требования к современному уроку

Дидактические требования к современному уроку:

  • четкое формулирование образовательных задач в целом и их составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;
  • определение оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и целями урока, учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;
  • прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке, так и на отдельных его этапах;
  • выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального их воздействия на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;
  • реализация на уроке всех дидактических принципов;
  • создание условий успешного учения учащихся.

Психологические требования к уроку:
Психологическая цель урока:

  1. Проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного урока;
  2. Учет в целевой установке урока психологической задачи изучения темы и результатов, достигнутых в предшествующей работе;
  3. Предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия методических приемов, обеспечивающих развитие учащихся.

Стиль урока:

  1. Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения:
    • соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
    • определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
    • планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска; выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);
    • учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
    • соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).
  2. Особенности самоорганизации учителя:
    • подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению;
    • рабочее самочувствие в начале урока и в его ходе (собранность, сонастроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая находчивость и др.);
    • педагогический такт (случаи проявления);
    • психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся:

  1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся:
    • планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления;
    • использование установок в форме убеждения, внушения;
    • планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся;
    • использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению);
  2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений;
    • определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов);
    • опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся;
    • планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и излишними данными, организация поисковой и исследовательской работы учащихся на уроке, создание преодолимых интеллектуальных затруднений в ходе самостоятельных работ, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);
    • руководство повышением уровня понимания (от описательного, сравнительного, объяснительного к обобщающему, оценочному, проблемному) и формированием умений рассуждать и умозаключать;
    • использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы);
  3. Закрепление результатов работы:
    • формирование навыков путем упражнений;
    • обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса.

Организованность учащихся:

  1. отношение учащихся к учению, их самоорганизации и уровень умственного развития;
  2. возможные группы учащихся по уровню обучаемости, учет этих обстоятельств при определении сочетания индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы учащихся на уроке.

Учет возрастных особенностей учащихся:

  1. планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
  2. проведение урока с учетом сильных и слабых учеников;
  3. дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам.

Гигиенические требования к уроку:

  1. температурный режим;
  2. физико-химические свойства воздуха (необходимость проветривания);
  3. освещение;
  4. предупреждение утомления и переутомления;
  5. чередование видов деятельности (смена слушания выполнением вычислительных, графических и практических работ);
  6. своевременное и качественное проведение физкультминуток;
  7. соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
  8. соответствие классной мебели росту школьника.

Требования к технике проведения урока:

  1. урок должен быть эмоциональным, вызвать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях;
  2. темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и учащихся завершенными;
  3. необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся на уроке должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
  4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и активного творческого труда;
  5. по возможности следует менять виды деятельности учащихся, оптимально сочетать различные методы и приемы обучения;
  6. обеспечить соблюдение единого орфографического режима школы;

Достоинства и недостатки современного урока

Урок как явление так велик и значим, что все сказанное о нем страдает неполнотой.

Мы не пытаемся представить энциклопедию урока, а пригласить к размышлению о нем; надеемся, что это даст импульс к поиску путей повышения качества урока. Урок всегда сопровождался критикой, выяснением его слабых сторон. Но он всемогущ и удивительно упрям. Критика только укрепляет его. «Легким испугом» стали для него наши буйные новации.

Может в уроке больше достоинств, чем недостатков?

Предлагаем вам вместе с нами поразмышлять над достоинствами урока:

  • В качестве первого хочется отметить высокую экономичность урока. На 25-30 учеников требуется всего один учитель. Чтобы образование состоялось. Урок имеет четкие временные границы. Для его проведения требуется минимальное пространство и минимальное материально-техническое обеспечение. Учитывая, что образование по-прежнему финансируется по остаточному принципу, экономичность, дешевизна школьного урока очень много значат.
  • Другое достоинство - гибкость, пластичность урока. Урок пережил многие педагогические парадигмы и концепции. На нем можно использовать самые разные образовательные технологии. Урок располагает мощным арсеналом методических возможностей: наличие видов, типов, масса методов и тому подобное.
  • К достоинствам урока относим и его способность интегрировать другие формы организации обучения. Он легко вмещает в себя лекцию, семинар, консультацию, беседу. На этой основе и выросли различные виды уроков.
  • Логическая завершенность урока - еще одно достоинство. На уроке можно организовать и первичное восприятие материала, и процесс его применения, и контроль усвоения. Педагогический процесс полностью совершается в любой педагогической форме организации воспитания и обучения, а вот познавательный - только на уроке. Урок обладает способностью охватить весь познавательный цикл.
  • Урок - система управления познавательным процессом с обратной связью. Построенный в диалоговом режиме, он позволяет не просто обмениваться информацией, но и получать данные друг о друге: о состоянии знаний и умений, об отношениях и оценках.
  • Урок обладает системообразующей способностью по отношению ко всему учебно-воспитательному процессу школы. Он задает и определяет содержание и методику проведения всех других форм организации обучения. Все они носят вспомогательный характер и как бы располагаются вокруг урока.
  • Воспитательная способность урока неоспорима. Каким бы ни был урок, он воспитывает своих участников не только содержанием учебного материала и методами воздействия учителя и учащихся друг на друга, но прежде всего взаимодействием их духовных и нравственных миров.
  • И, наконец, урок - стимул и средство роста ученика и учителя. На конкретном уроке они работают на пределе возможностей: ученику надо стараться получить лучшую отметку, а учителю - провести урок если уже не мастерски, то, по крайней мере, не провалить его. И та и другая стороны работают в экстремальной ситуации.

Предлагаем вам поразмышлять над недостатками урока. Помня при этом, что достоинств у урока больше. Иначе - зачем его улучшать.

Что играет ведущую роль в профессиональной жизни педагога? Конечно, урок. Это тяжелая работа, когда в течение 45 мин от вас требуется концентрация воли и внимания. Но именно в эти минуты учитель в самой полной мере реализует себя. Урок дает ощущение полезности профессиональной деятельности, и учитель проявляет свое стремление к творчеству и самостоятельности. Педагог академик М.Н. Скаткин отмечал, что урок - это творимое учителем "педагогическое произведение".

Только творческий подход к уроку с учетом новых достижений в области педагогики, психологии и передового опыта обеспечивает высокий уровень преподавания. Нужно также учитывать личный опыт, индивидуальные качества учителя, состав класса и особенности текущего учебного материала. Ведь подготовка к уроку - не только наука, но и искусство, требующее от учителя вдохновения, порыва, творчества.

А помните ли вы основные требования к организации современного урока? Предположим, к вам на урок пришел завуч. Он может обратить внимание на:

  • цели урока;
  • структуру и организацию урока;
  • содержание урока;
  • методику проведения урока;
  • работу и поведение учащихся на уроке;
  • домашнее задание, полученное учащимися.

Как же подготовиться к современному уроку?

Помните, ни один урок не может решить всех задач обучения. Он является частью темы, курса, учебного предмета. Важно всегда сознавать, какое место он занимает в системе учебного предмета, каковы его дидактические цели. Урок должен быть логической единицей темы, раздела, курса, а поскольку это еще и педагогическое произведение, его содержание должно быть законченным, с внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся.

Возможные подходы к уроку:

  • личностно ориентированный;
  • деятельностный;
  • системный;
  • инновационно-творческий.

При оценке урока учитываются:

  • требования обязательного минимума содержания образования;
  • самооценка возможностей учителя;
  • диагностика индивидуальных возможностей и потребностей ученика.

Структура урока может быть такова:

  1. Тема урока.
  2. Цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная.
  3. Задачи урока: организация взаимодействия; усвоение знаний, умений, навыков; развитие способностей, опыта творческой деятельности, общения и др.
  4. Содержание урока: активизация познавательной деятельности, использование умений учащихся действовать по образцу; развитие творческой активности; формирование личностных ориентаций и т. п.

Формы:

Методы:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические;
  • репродуктивные;
  • эвристические;
  • проблемно-поисковые;
  • исследовательские и др.

Средства:

  • оборудование для проведения эксперимента;
  • дидактический материал;
  • карты, схемы, таблицы, оборудование для лабораторных работ;
  • компьютер и т. п.

5. Контроль качества знаний и их корректировка.

  • Устный контроль: беседа, объяснение; чтение текста, карты, схемы.
  • Зачет и устный экзамен - наиболее активная и обстоятельная проверка знаний.
  • Письменный контроль: контрольная работа, изложение, диктант, реферат, выполнение практических работ, дидактические тесты.

6. Самоанализ урока и постановка новых целей.

  • Общая структура урока.
  • Реализация основной дидактической цели урока.
  • Развитие учащихся в процессе обучения.
  • Воспитание в процессе урока.
  • Соблюдение основных принципов дидактики.
  • Выбор методов обучения.
  • Работа учителя на уроке.
  • Работа учеников на уроке.

Соблюдая основные требования к уроку, учитель проводит его, используя свои творческие способности, свой методический почерк, зависящий как от характера класса, так и от индивидуальных черт учащихся. Для эффективной организации и проведения урока необходимо соблюдение определенных правил:

  1. Определение целей урока.
  2. Уточнение типа урока.
  3. Уточнение вида урока.
  4. Выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями.
  5. Определение структуры урока, соответствующей целям, задачам, содержанию и методам обучения.

Рассмотрим подробнее соблюдение первого правила - определение целей урока. Умеете ли вы их правильно формулировать? Довольно часто в конспектах уроков молодого учителя можно прочитать: "Рассказать учащимся о жанрах эпических произведений и т. д.", "Ознакомить со свойствами пластмасс и т. п." Можно это считать целями урока? Нет!

Цель деятельности педагога - это его познавательное стремление, осознанное решение изменить степень обученности, воспитанности и развитости учащегося. Поэтому цели урока должны быть максимально конкретными.

Цель обучения предполагает формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т. п. Ее необходимо конкретизировать, например:

  • обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств, особенностей …;
  • обобщить и систематизировать знания о …;
  • отработать навыки (какие?);
  • устранить пробелы в знаниях;
  • добиться усвоения учащимися понятий (каких?).

Цель воспитания предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера.

Какие же свойства личности необходимо воспитывать? Прежде всего нравственные качества человека, готовность к труду, к защите Отечества и др.

Для примера можно представить следующий перечень целей воспитания на уроке:

  • воспитание патриотизма;
  • гуманности;
  • эстетического вкуса;
  • добросовестного отношения к труду;
  • толерантности.

Цель развития предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта, мышления, памяти и внимания, познавательных умений.

Перед каждым творчески работающим учителем, где бы и с какой категорией учащихся он ни работал, непременно возникает множество проблем, над разрешением которых он порой трудится всю свою педагогическую жизнь. К таким проблемам относятся, на наш взгляд, ключевые, а именно:

  • как обеспечить успешность каждого учащегося в обучении;
  • как сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности.

Но есть вопрос вопросов: как работать на уроке со всем классом и одновременно с каждым учащимся? Мы считаем, что для этого необходимо использовать личностно ориентированный подход к образованию . Предлагаем вам памятку о характерных особенностях личностно ориентированного урока и схему самоанализа урока.

Особенности личностно ориентированного урока

Замысел урока заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка.

Для построения образовательного процесса используются принципы:

  • самоактуализации;
  • индивидуальности;
  • субъектности;
  • выбора;
  • творчества и успеха;
  • веры, доверия и поддержки.

Организация учебного занятия предполагает:

  • применение различных педагогических приемов для актуализации и обогащения личного опыта ребенка;
  • проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащегося;
  • использование разнообразных форм общения, особенно диалога и полилога;
  • создание для учащихся ситуации успеха;
  • проявление доверия и толерантности в учебных взаимодействиях;
  • стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального выбора типа и вида задания, формы его выполнения;
  • выбор приемов и методов педагогической поддержки в качестве приоритетных способов деятельности учителя на уроке;
  • использование учащимися следующих речевых оборотов: "я полагаю, что…", "мне кажется, что…", "по-моему мнению…", "я думаю…".

Самоанализ урока

Класс______________________________________________________
Тема урока_________________________________________________
Тип урока и его структура:_________________________________

Вопросы для самоанализа:
1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как он "работает" на последующие уроки?
2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
3. Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий, воспитательный компоненты)? Дать оценку успешности в достижении этой цели, обосновать показатели результативности урока.
4. Каков выбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока?
5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли "связки" между этими этапами?
6. Соответствуют ли выбранные дидактические материалы, ТСО, наглядные пособия целям урока?
7. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? С помощью каких форм и методов осуществляется? Как организованы регулирование и коррекция знаний?
8. Каковы психологическая атмосфера на уроке и коммуникативное взаимодействие учащихся и учителя?
9. Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
10. Каковы перспективы дальнейшей деятельности?

Круглова И.В.

Основные требования к проведению урока по ФГОС

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) во главу угла ставит развитие личности ребенка. Данная задача требует от учителя нового подхода к организации процесса обучения. Урок, как и было раньше, остается основной единицей обучающего процесса. Но теперь изменились требования к проведению урока, предложена другая классификация уроков. Специфика системно-деятельностного подхода предполагает и другую структуру урока, которая отличается от привычной, классической схемы.

Требования к современному уроку по ФГОС

    Урок обязан иметь личностно-ориентированный, индивидуальный характер.

    В приоритете самостоятельная работа учеников, а не учителя.

    Осуществляется практический, деятельностный подход.

    Каждый урок направлен на развитие универсальных учебных действий (УУД): личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных.

Требования к подготовке, организации и содержанию урока Готовясь к уроку, современный учитель не должен упускать из виду следующие моменты: здоровье каждого школьника на уроке превыше всего. Каждое занятие должно являться частью системы занятий по данной теме. Для более эффективного усвоения материала должен на уроке присутствовать раздаточный демонстрационный материал. Сухое объяснение не даст никакого результата.

На уроке педагог должен быть неким проводником в мир знаний, а не простым оратором. Необходимо создать такие условия, чтобы учащиеся самостоятельно могли получать знания. В учебном процессе должны присутствовать воспитывающие моменты, но не в виде назиданий, а в завуалированной форме: на примере ситуаций, случаев из жизни, посредством подачи определенной информации. Особенно если это начальная школа, уроки по ФГОС в этом случае требуют особой подготовки и отбора информации. На занятиях учитель должен формировать у ребят умение работать в коллективе, отстаивать свою точку зрения, с достоинством признавать свое поражение. Упорство в достижении поставленных целей – это очень пригодится во взрослой жизни.

Основные типы уроков в школе по ФГОС

Новые образовательные стандарты предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цели:

Деятельностная : научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Тип №2. Урок рефлексии

Цели:

Деятельностная : формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.


Тип №3. Урок общеметодологической направленности (систематизации знаний)

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.


Тип №4. Урок развивающего контроля

Цели:

Деятельностная : научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

Структура урока по ФГОС

1.. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности (организационный этап 1-2 минуты).

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии 4-5 минут.

3. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности 4-5 минут.

4. Построение проекта выхода из затруднения (открытие нового знания) 7-8 минут.

5. Реализация построенного проекта 4-5 минут.

6. Первичное закрепление 4-5 минут.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу) 4-5 минут.

8. Включение в систему знаний и повторение 7-8 минут.

9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 2-3 минуты.

Формы (виды) уроков для каждого типа

Тип урока по ФГОС

Виды уроков

Урок открытия нового знания

Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного вида.

Урок рефлексии

Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.

Урок общеметодологической направленности

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование.

Урок развивающего контроля

Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы.


Послднее, на что хотелось бы обратить внимание, это дидактические требования к уроку . И заодно раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Данная таблица позволяет сделать вывод: ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» – слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно– деятельностного подхода.


Таким образом, уроки в свете требований ФГОС предполагают основательную реконструкцию учебного процесса. Изменились требования не только к содержанию учебного процесса, но и к результатам образования. Более того, ФГОС предлагает новую систему реализации внеурочной деятельности. Таким образом осуществляется комплексный подход в обучении ребенка.

Молодым учителям бывает трудно справиться с потоком документации. Я думаю, что моя разработка кому-нибудь поможет.

Планирование работы – сложный и ответственный этап в подготовке учителя к занятиям. Планирование работы включает разработку календарно-тематического планирования и составление плана на каждый урок – поурочное планирование. Как правильно и просто это сделать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

К ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА

Подготовка учителя к работе

Планирование работы – сложный и ответственный этап в подготовке учителя к занятиям.

Планирование работы включает разработку календарно-тематического планирования и составление плана на каждый урок – поурочное планирование.

Основными документами при планировании служат учебный план школы и программа.

Приступая к составлению плана работы, учитель, исходя из учебного плана, в соответствии с данным количеством часов, распределяет программный материал по четвертям учебного года и приступает к составлению календарно-тематического планирования.

В отношении порядка изучения тем и примерного числа часов на каждую тему учитель руководствуется программой. Однако ему предоставляется право делать перестановку в изучении отдельн6ых вопросов в пределах темы.

При тематическом планировании учебной работы материал каждой темы или небольшого раздела программы распределяется по урокам.

Т Е М А

/ I этап / II этап / III этап /

I этап – Водно-эмоциональный – создать мотив, вызвать интерес. Сказать какие знания, умения, навыки получат учащиеся и какой будет контроль. (1 урок).

II этап – Операционно-познавательный – выстраивание общей технологии темы (моделирование и планирование темы). Цель – обеспечить усвоение знаний, умений и навыков.

Каждый урок – определить цель – зная конечный результат.

Зная цель – определить содержание каждого урока.

III этап – Оценить работу свою и учащихся.

Определяют тему каждого урока, виды практических работ, материал для повторения и закрепления знаний, самостоятельную работу учащихся, контрольные работы по теме.

Какой-либо обязательной единой формы календарно-тематического плана нет, однако целесообразно выделить следующие графы.

1. Номер учебного занятия по теме.

2. Тема урока, форма его проведения (урок, конференция, экскурсия, практическое занятие и т.д.).

3. Основные задачи занятия (образовательные, развивающие, воспитательные).

4. Основные методы проведения занятий.

5. Межпредметные связи (осуществляются на уроке).

6. Упражнения учащихся под руководством учителя.

7. Самостоятельная работа учащихся на уроке.

8. Демонстрации.

9. Домашнее задание.

План урока

Завершающее звено в планировании работы учителя – планирование каждого предстоящего урока. Работа над планом или конспектом урока позволяет четко представлять все элементы урока и его содержание.

План урока избавляет учителя от необходимости удерживать в памяти все детали урока и их смысловую и хронологическую последовательность, разгружая этим внимание учителя и переключая его на наблюдение за работой класса.

Каждый учитель пишет план так, как ему удобно для урока. Однако в плане должны быть отражены следующие вопросы, без которых он утрачивает свое значение:

  • Тема и задачи урока.
  • Построение урока.
  • Последовательность и методы изучения нового материала.
  • Упражнения.
  • Домашнее задание.
  • Перечень оборудования и наглядные пособия, необходимые на уроке.

План урока не догма. Он не должен сковывать учителя на уроке. Вполне допустимы некоторые отступления от плана. Нет необходимости ежегодно переписывать планы уроков. Если план урока не требует основательной переработки, достаточно внести в него нужные изменения и дополнения.

Начинающим учителям необходимо писать конспект урока.

Требования к проведению урока

Несмотря на многообразие типов урока, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.

1. Учитель должен сформулировать тему и цель урока.

2. Каждый урок должен быть обучающим, развивающим и воспитывающим.

3. На уроке должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся.

4. Учитель должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся.

5. Учитель должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на уроке.

6. Соблюдать санитарно-гигиенические требования.

Нормальная организация современного урока возможна только при соблюдении определенных правил:

1. Определение целей урока.

2. Уточнение типа урока.

3. Уточнение вида урока.

4. Выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями.

5. Определение структуры урока, соответствующей цели и задачам, содержанию и методам обучения.

Остановимся на «Целях урока».

Многие преподаватели не убеждены в необходимости ставить цели урока и в их постановке испытывают значительные трудности.

Пример: «Рассказать учащимся о видах конденсаторов…»

«Познакомить со свойствами пластмасс…»

Это нельзя считать целями урока. Цели урока должны быть максимально конкретными.

Дидактические:

3 основные дидактические задачи:

1. Обеспечить усвоение (знаний, умений, навыков…)

2. Закрепить, повторить… (обеспечить закрепление), обобщить и систематизировать, отработать навыки (какие), устранить пробелы в знаниях.

3. Проконтролировать (проверка или контроль знаний, умений, навыков).

Воспитательные:

Предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера. Какие же свойства личности необходимо воспитывать?

В общем виде можно представить следующий перечень целей воспитания на уроке.

  • Воспитание патриотизма.
  • Воспитание интернационализма.
  • Воспитание гуманности.
  • Воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду.
  • Воспитание положительного отношения к знаниям.
  • Воспитание дисциплинированности.
  • Воспитание эстетических взглядов.
  • Воспитание общения, правил поведения и т.д. (в зависимости от выбранной структуры урока, технологии).

Воспитательную цель можно написать общую в перспективном плане и не писать каждую в плане урока.

Развивающие:

Предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта (мышления, познавательных, общетрудовых умений), воли и самостоятельности.

  • Формировать у учащихся осуществлять основные мыслительные операции.
  • Выделение главного.
  • Сравнение.
  • Анализ.
  • Конкретизация.
  • Абстрагирование и т.д.

Структура урока

Существует 9 этапов (возможных) традиционного урока. Любой этап должен быть целесообразен.

1 этап – Организационный (чем короче, тем лучше).

Цель – Концентрация внимания.

2 этап – Проверка домашнего задания.

Цель – Не проверка кто сделал, а кто нет, а выявление пробелов и их устранение.

3 этап – Глубокий контроль знаний.

Цель – Глубоко и всесторонне проверить знания учащихся.

4 этап – Создание мотивации (без этой темы «нет дальнейшей жизни»).

Цель – Подготовить учащихся к усвоению нового материала.

5 этап – Объяснение нового материала.

Цель – Усвоение знаний.

6 этап – Выявление адекватности понимания детьми нового материала.

7 этап – Закрепление новых знаний.

Цель – Закрепить в память учащихся те знания и имения, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

8 этап – Домашнее задание.

4 условия : - до звонка

При полном внимании

Каждый должен знать, что сделать

Каждый должен знать, как это сделать.

При написании плана на доске – установка на «все сделать» и домашнего задания не будет.

9 этап – Подведение итогов урока.

Анализ плана урока, объявление оценок, ответы на вопросы учащихся.

Материал каждой темы распределяется по урокам ТЕМА I этап II этап III этап Вводно-эмоциональный Операционно-познавательный Оценивающий

Календарно-тематический план Номер учебного занятия по теме Тема урока, форма его проведения (урок, конференция, экскурсия, практическое занятие и т.д.) Основные задачи занятия (образовательные, развивающие, воспитательные) Основные методы проведения занятий Межпредметные связи Упражнения учащихся под руководством учителя Самостоятельная работа учащихся на уроке Демонстрации Домашнее задание

План урока Тема и задачи урока Построение урока Последовательность и методы изучения нового материала Упражнения Домашнее задание Перечень оборудования и наглядные пособия, необходимые на уроке

Требования к проведению урока Учитель должен сформулировать тему и цель урока. Каждый урок должен быть обучающим, развивающим и воспитывающим. На уроке должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы учащихся. Учитель должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся. Учитель должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на уроке. Соблюдать санитарно-гигиенические требования.

Организация современного урока возможна только при соблюдении определенных правил Определение целей урока Уточнение типа урока Уточнение вида урока Выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями Определение структуры урока, соответствующей цели и задачам, содержанию и методам обучения

Цели урока Дидактические Воспитательные Развивающие

Основные дидактические задачи: - Обеспечить усвоение (знаний, умений, навыков…) - Закрепить, повторить… (обеспечить закрепление), обобщить и систематизировать, отработать навыки (какие), устранить пробелы в знаниях. - Проконтролировать (проверка или контроль знаний, умений, навыков).

Воспитательные - воспитание патриотизма - воспитание гуманности - воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду - воспитание положительного отношения к знаниям - воспитание дисциплинированности - воспитание общения, правил поведения и т.д. (в зависимости от выбранной структуры урока, технологии)

Развивающие Формировать у учащихся умения осуществлять основные мыслительные операции Выделение главного Сравнение Анализ Конкретизация Абстрагирование и т.д.

Структура урока 1 этап – Организационный 2 этап – Проверка домашнего задания 3 этап – Глубокий контроль знаний 4 этап – Создание мотивации 5 этап – Объяснение нового материала 6 этап – Выявление адекватности понимания детьми нового материала 7 этап – Закрепление новых знаний 8 этап – Домашнее задание 9 этап – Подведение итогов урока


2024 english-speak.ru. Изучение английского языка.